«Приход войск – это способ решить проблему с водой»
О развитии Кемско-Беломорской агломерации рассказали на арктическом форуме в Петрозаводске Текст, фото:
Текст, фото: Антонина Кябелева
Тему строительства глубоководного порта в Кеми карельское правительство «мурыжит» последние лет десять. Идея эта возникла еще во времена губернаторства Александра Худилайнена. В 2014 году на инвестиционном форуме в Сочи было даже подписано соглашение о строительстве кемского порта за 12 миллиардов рублей. Предполагалось, что первые суда порт примет в 2020 году.
Планы инвестора остались только на бумаге, строительства так и не началось, но вот сама идея до сих пор жива, хотя географически сильно трансформировалась. О порте, правда, не в Кеми, а в Беломорске, вспомнили на форуме «Арктика - наш общий дом», который недавно состоялся в Петрозаводске.
В Законодательном собрании РК, где прошла одна из сессий форума, выступил представитель ООО «КБ Стрелка» Григорий Ревзин , который рассказал о разработке мастер-плана по развитию Кемско-Беломорской агломерации. Судя по публикациям в СМИ, бюро превратилось в прибыльный бизнес и стало чуть ли не главной в стране организацией по благоустройству городского пространства. Один из самых известных проектов – парк «Зарядье» в Москве.
Ревзин начал издалека. Кемско-Беломорскую агломерацию он предложил рассматривать как составляющую Северного морского пути с «выходом в глобальный мир и выходом на глобальные рынки».
Мастер-планы, по словам выступающего, являются новым инструментом планирования, который стали применять в современной России с 2018 года.
«Мастер-план, в принципе, это политика социальная и экономическая, положенная на территорию»,
- сказал Ревзин.
По его словам, впервые идею мастер-планов пытались реализовать в 1920 году. «Генеральный план города – это практически то же самое, что мастер-план», - продолжил представитель ООО «КБ Стрелка». Но планы развития территории «выпали» из генпланов. Бюро намерено соединить план развития территории с генпланом в так называемых мастер-планах.
В 2024 году президент страны предложил разработать 200 мастер-планов для различных городов и агломераций России. Финансировать эти работы поручили трем банкам - Сбербанку, ВЭБ и банку «Дом РФ». На благоустройство и разработку проектов предполагается выделить колоссальную сумму – порядка 360 миллиардов рублей.
Говоря о перспективах развития Кемско-Беломорской агломерации, Григорий Ревзин сделал акцент на строительство порта. В качестве возможных грузов для нового порта он назвал продукцию АО «Карельский окатыш» и щебень.
Второй акцент он сделал на планах возрождения Ленинградского военного округа. По информации Ревзина, в Кемь и Беломорск могут приехать порядка 10 тысяч военных с семьями. Но инфраструктура в карельских городах, по его оценке, абсолютно не приспособлена к подобному наплыву, как он выразился, «квалифицированных людей». Еще одна составляющая будущего развития – туризм.
Кемь
Однако, по мнению Григория Ревзина, масштаб задуманных проектов не соответствует, мягко говоря, небольшому населению (порядка 25 тысяч человек), проживающему на территории Кемско-Беломорской агломерации:
«У населения нет никаких возможностей выполнять эти проекты».
В общем, планы есть, а людей нет.
С целью выяснить, а что, собственно говоря, хотят сами люди, был проведен опрос жителей Кемского и Беломорского районов. Выяснилось, что самая больная проблема – это ужасающее состояние воды. Речь идет о водопроводных и канализационных сооружениях: 42,7 процента опрошенных назвали проблему чистой воды самой острой. На втором месте по актуальности - отсутствие мест для отдыха с детьми (19,8 процента), на третьем – дефицит мест для культурного отдыха (17,9 процента).
Как ООО «КБ Стрелка» предлагает соединить крупные проекты, реальность и пожелания местных жителей? В качестве главного решения он назвал строительство порта с соответствующей инфраструктурой. Причем не в Кеми, о чем на протяжении последних 10 лет мечтали (по-другому не скажешь) в карельском правительстве, а в Беломорском районе. Строительство порта для крупных судов возможно за пределами Беломорска, но его стоимость оценивается в 60 миллиардов рублей. «И никакой окатыш никогда не окупит. Ну как никогда? За двадцать лет окупит. Но за пределами инвестиционного цикла находится эта программа», - заметил представитель бюро.
Создание более скромного порта в самом Беломорске оценивается в 40 миллиардов рублей, но, по мнению Григория Ревзина, создаст массу экологических проблем.
Оптимальный вариант, по его словам, возведение мелководного порта для судов класса река-море.
Реализация крупных проектов, судя по словам Ревзина, зависит от прихода военных:
«Мы считаем, что приход туда 10 тысяч новых людей позволяет ставить вопрос о создании инфраструктуры для обеспечения их и остальных жителей современным качественным жильем. Приход войск – это способ решить проблему с водой, решить проблему с инфраструктурой».
Разработка мастер-плана должна быть завершена к 1 июля 2024 года. Но, предупредил Ревзин, это не окончательный документ, а скорее приблизительный план, на основе которого должны приниматься конкретные решения.
Я поинтересовалась, а учитывались ли при разработке мастер-плана агломерации прожекты карельского правительства по строительству глубоководного порта в Кеми? Ревзин сказал, что не обладает данными о преимуществе порта в Кеми перед портом в Беломорске, который хотят логистически соединить с Беломоро-Балтийским каналом, да и сам проект кемского порта отсутствует. По его мнению, порт в Кеми должен быть туристическим: «Если вы когда-нибудь пробовали соединять туристический порт с грузовым портом, вы понимаете, что это катастрофа». Он добавил, что пока не понимает, какими силами все это реализовывать, а точнее какими возможностями будет располагать Ленинградский военный округ «для движения этой проблемы».
Выступление Ревзина вызвало довольно резкую реакцию депутата Госдумы Валентины Пивненко. Она вспомнила работу над концепцией социально-экономического развития к 100-летию Карелии.
«Сперва нужно рассчитать баланс грузов возможный по использованию портов, а потом уже решать вопрос о их строительстве или реконструкции тех объектов, которые остались. На сегодня этот баланс не рассчитан, потому что предварительные показатели они говорят о том, что окупаемости не будет. На сегодняшний день эта ситуация нерешенная. Не потому, что ее не согласовать, а потому что она не подготовлена»,
- сказала Пивненко.
Валентину Пивненко понять нетрудно. Что, собственно говоря, нам предлагает мастер-план? Планируется построить порт, но никаких реальных расчетов, которые бы оправдывали его экономическую целесообразность, не существует. Не известно, где лучше создавать порт, и нужен ли он вообще. Где те грузы, которые будут в этом порту перевливаться? Где флот, который будет эти грузы перевозить? Неизвестно даже, каким силами можно осуществить этот проект. У Ревзина одна надежда на Ленинградский военный округ, о планах которого ему тоже мало что известно. Местное население заботит проблема чистой воды и создание мест отдыха. Если вдуматься, мастер-план не дает ни одного ответа на поставленные вопросы. В этой ситуации он больше напоминает очередной никому не нужный прожект, на разработку которого скорее всего выделяются кругленькие суммы. Деньги, безусловно, освоят. В этом я не сомневаюсь. Вот только опасаюсь, что в итоге мы получим очередной бессмысленный документ, который никак не согласуется с реальностью.
Недавно министр экономического развития Карелии Олег Ермолаев беседовал с журналистом нашего издания по поводу строительства порта.
Он рассказывал о необходимости разработать инвестиционную декларацию стоимостью 10-12 миллионов рублей, в рамках которой будут проанализированы портовые возможности Кеми и Беломорска.
«В рамках развития агломерации мы заявляем и строительство порта. Будет ли это глубоководный порт в Кеми или причальные сооружения и в Беломорске, и в Кеми для грузового и пассажирского сообщения – пока сказать не могу. Порт – слишком громко звучит»,
- сказал Ермолаев.
Наблюдая со стороны за десятилетним «марафоном» чиновников, рассказывающим жителям республики о своих портовых фантазиях, невольно поражаешься «продуктами» управленческой мысли в республике. Это как нужно постараться, чтобы за десять лет даже не проанализировать портовые возможности двух небольших городов.
Я очень хочу ошибиться, но мне кажется, что при нынешнем качестве экономического управления республикой, нам в лучше случае «светит» очередной бессмысленный и недешевый документ о намерениях. Но, согласитесь, для этого много ума не надо. Лишь бы выделялись бюджетные деньги.
Последние новости
Правительство повышает штрафы для автомобилистов
Новые меры по сбору средств коснутся водителей.
Опасности редкой смены постельного белья для здоровья
Терапевт предупреждает о рисках, связанных с нерегулярной стиркой постельного белья.
Студенты Петрозаводского университета посетили парламент Карелии
Мероприятие приурочено к 30-летию Законодательного Собрания республики
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку