13 октября в истории Карелии: Николай Левин, Шала, Юрий Лупандин
Портал "Карелия.Ньюс" продолжает новую рубрику. В ней мы вспоминаем памятные даты для республики и Петрозаводска.
Портал "Карелия.Ньюс" продолжает новую рубрику. В ней мы вспоминаем памятные даты для республики и Петрозаводска.
Ровно год назад, 13 октября, ушел из жизни экс-мэр Петрозаводска Николай Иванович Левин.
Профессиональную карьеру начал в Беломорске. С декабря 1995 года по февраль 2000 года – глава местного самоуправления Беломорского района. В 2000-2009 гг. – председатель Законодательного Собрания Республики Карелия. С июля 2009 года по сентябрь 2013 года – глава Петрозаводского городского округа. С 17 февраля 2014 года Николай Левин возглавил работу Отделения Пенсионного фонда России по Республике Карелия.
13 октября 1938 года родился Юрий Васильевич Лупандин, врач, доктор медицинских наук, профессор, декан медицинского факультета, заведующий кафедрой физиологии человека и животных, патофизиологии, гистологии Медицинского института Петрозаводского государственного университета.
Член-корреспондент Российской академии естественных наук. Награждён медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени. Лауреат года города Петрозаводска. Заслуженный деятель науки Республики Карелия. Почётный работник высшего образования РФ.
Научные интересы Ю.В. Лупандина связаны с нейрофизиологией и терморегуляцией, причем он нашел совершенно особый аспект в этих разделах физиологии, объединил их с проблемами двигательной системы и в результате создал концепцию «единого терморегуляционно-позного тонуса мышц». Эта концепция оказалась очень жизнеспособной. На ее основе сформировалась большая научная школа, которая восходит к Нейрофизио-логической школе В.В. Правдич-Неминского – Г.Н. Сорохтина и является ее продолжением.
13 октября 1918 года - Родился Александр Кириллович Шелепень (1918–1964), старший лейтенант, командир батареи 121-й гаубичной артиллерийской бригады 2-й артиллерийской дивизии 6-го артиллерийского корпуса прорыва 5-й ударной армии 1-го Белорусского фронта.
Командир батареи 121-й гаубичной артиллерийской бригады старший лейтенант Александр Шелепень отличился в боях за взятие столицы гитлеровской Германии — Берлина.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм старшему лейтенанту Шелепеню Александру Кирилловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
За боевые заслуги он был также награждён орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, медалями. После увольнения в запас жил и работал в пос. Идель Сегежского района. Скончался в Петрозаводске. Могила А. К. Шелепеня находится на участке № 1 Сулажгорского кладбища.
13 октября 1875 года около Общественной пристани торжественно открыта Петрозаводская спасательная станция.
Общественная пристань находилась на берегу Петрозаводского залива, построена в 1793 году.
Фото С. М. Прокудина-Горского. Вид на гавань и общественную пристань на Онежском озере. 1916 год. Справа - здание Петрозаводской спасательной станции.
13 октября 1993 года в порту поселка Шала Пудожского района открылся памятный знак в честь 30-летия начала загранперевозок судами Беломорско-Онежского пароходства.
Посёлок Шала на восточном берегу Онежского озера, расположен в устье реки Водла. Моряки и речники иронически прозвали Шалу Шальсбургом, может быть для значительности, а скорее всего шутки ради.
С появлением судов смешанного «река-море» плавания в составе БОПа изменилась роль пристаней и портов. Знаменательным событием в истории пристани Шала, пароходства и всего Министерства речного флота стал отправка пиломатериалов за рубеж.
Пароходство предоставило теплоход «Беломорский – 14» для выполнения рейса за границу.
15 октября 1963 года после погрузки в Шале и подготовке в Петрозаводске теплоход вышел в рейс на порт Котка (Финляндия). В трюмах и на караване было 700 тонн груза. Экипаж 17 человек. Капитан Юрий Андреевич Антонов.
Пристань Шала стала первым из речных портов Карелии отправляющим пиломатериалы за рубеж.
Выдержка из статьи в газете «Водник Карелии»:
Мы получили новые совершенные суда, которые позволяют нам осваивать смешанные линии плавания «река-море». Больше того мы получили возможность ходить за границу. А это огромная миссия»...
В 1964 году уже работали 4 теплохода, которые перевезли из Карелии в Финляндию 20,8 тыс. тонн различных лесных грузов. В 1965 году – 7 судов – доставлено 42 тыс. тонн. В этом же году был совершён пробный рейс Карелия - Пирей (Греция).
У старого пассажирского причала в Шале аллея и гранитный памятник. Надпись на доске гласит, что аллея деревьев была посажена в 1964 году экипажем теплохода «Беломорский – 14» - речники посадили деревья через год после совершенного ими исторического рейса.
Сто лет назад сюда шагнули деды,
И в юбилейном зареве весны,
Есть доля их натруженной победы.
Смолой посёлок пахнет век не год,
И может от того зовётся Шалой,
Что чайкой залетает на завод,
Онежский ветер, озорной и шалый.
Здесь Водла – мать, начало всех начал,
Несёт в себе надежды и тревоги,
И счастлив внук, что есть такой причал,
Где сходятся и судьбы и дороги.
Миральда Перминова
Если у вас есть информация о значимых событиях в истории Карелии - высылайте нам, мы обязательно их опубликуем.
Последние новости
Фиджи: Жемчужина Океании
Откройте для себя красоту и уникальность островов Фиджи.
Запуск производства брикетированного древесного угля в Сортавальском районе
В ближайшие два года в регионе начнется производство экологически чистого топлива.
Новые мРНК-вакцины против рака в России
В стране разрабатываются инновационные методы борьбы с онкологическими заболеваниями.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку