01.06.2023

Епископ Мефодий Астраханский – духовный наставник преподобного Назария

Тысячи православных людей земли Российской просияли в сонме святых. Их жизнь — бесценный кладезь чистоты и учительской мудрости, питаемый и безмерным доверием Господу, и опытом святых отцов,

Тысячи православных людей земли Российской просияли в сонме святых. Их жизнь — бесценный кладезь чистоты и учительской мудрости, питаемый и безмерным доверием Господу, и опытом святых отцов, и собственною жертвенно-неугасимою верою. Один из таких людей — преподобный Назарий Валаамский (Николай Кондратьев) (1735-1809), уроженец села Аносова Темниковского уезда Воронежской (с 1796 года — Тамбовской ) губернии.

Село Аносово ведет свою историю от дворян Аносовых, на чьих землях оно возникло в начале XVII столетия. Уже после рождения будущего игумена Назария село, стоящее на берегу реки Ермишь, становится центром Ермишинской волости и переименовывается в Ермишь. Так этот населенный пункт, районный центр Рязанской области, называется и поныне. Уже после того, как будущий игумен Назарий покинул родное село, в 1755 году здесь строится чугуноплавильный завод, и Ермишь превращается в достаточно большой населенный пункт. В советские годы в этом поселке городского типа был даже аэропорт.

Храм в честь Архистратига Божия Михаила, причетником которого был отец будущего игумена Назария Кодрат, значится в окладной книге 1628 года. При нем существовало шесть дворов священнослужителей. В 1812 — 1845 годах на его месте был построен новый каменный храм, взорванный в 1971 году. В 1991 году здесь строится новый деревянный храм в честь Архистратига Божия Михаила. На месте старого храма построена часовня.

В 1752 году, Николай, имея от роду 14 лет, пришел в Саровскую пустынь, при пятом строителе иеромонахе Исаакии. Здесь он пробыл три года. Его старцем был иеросхимонах Варлаам, пребывавший на покое. Ранее он был строителем Костромского Песочного монастыря.

Присмотревшись к юному послушнику, стремившемуся к молитвенному уединению и постижению монашеского образа жизни, игумен Варлаам посоветовал Николаю отправиться к известному своими монашескими подвигами архимандриту Астраханского Спасо-Преображеснкого монастыря Мефодию (1700-1776). Там, в Астрахани, Николай состоялся и как монах, и как будущий руководитель. Не без его прямого посредничества установились тесные контакты Саровской пустыни с астраханскими монастырями.

Итак, через три года саровской жизни, получив на то благословение настоятеля Исаакия II, послушник Николай Кондратьев отправляется в соседнюю с Воронежским краем Астраханскую епархию. Народная молва о подвижнике Мефодии влечет и направляет его. Там он надеется пройти истинную школу монашества.

Вторая обитель города — Спасо-Преображенский мужской монастырь, основанный в 1569 году после чудесного избавления Астрахани от нашествия войск турецкого султана. Тогда значительно превосходившая силы астраханского гарнизона объединенная армия турок и крымских татар, осадившая город, неожиданно и поспешно покинула свой лагерь и обратилась в бегство. Горожанами это было расценено как явление помощи Божией.

Богата была тогдашняя Астрахань древними церквами и монастырями. Дивная нижневолжская земля не могла не поразить юного послушника. Величественным предстал пред ним Астраханский кремль с Успенским кафедральным собором, построенным известным зодчим Дорофеем Мякишевым. Не только на неискушенного послушника Николая, но и на самого императора Петра I, посетившего Астрахань в 1722 году, произвел он столь сильное впечатление, что восторженный отзыв самодержца долетел до нас сквозь века: «Во всем моем государстве нет такого лепотного храма!»

Неслучайно позже этот высокий, украшенный богатым декором пятиглавый собор будет взят за образец при возведении в Сарове церкви Успения Пресвятой Богородицы шестым строителем Саровской пустыни Ефремом (1694-1778). Успенский собор Астраханского Кремля

Архимандрит Мефодий, к которому пришел молодой саровский послушник, приобрел широкую известность среди православных людей за свою подвижническую, нестяжательную, нищелюбивую жизнь. Мелетий (так его звали в миру) родился в семье священника отца Петра Суздальской епархии Холуйской слободы и с юных лет, живя в монастырях как послушник, привык к молитвенно-аскетической жизни. Как-то он вспоминал в письме к настоятелю Саровской пустыни отцу Ефрему: « Мы сами из детства, пустыннаго же воспитания ». В монашество он был пострижен с именем Мефодий еще в 18-летнем возрасте в Борисоглебской пустыни близ Суздаля, где и началась его иноческая жизнь.

Позже, в 1731 году, уже из Флорищевой пустыни, где он тогда подвизался, Мефодий был направлен епископом Суздальским Иоакимом на служение в Астраханскую епархию. Туда он прибыл вместе со своим родственником — епископом Астраханским Иларионом, только что возведенным в сан. 1 августа 1731 года отец Мефодий был возведен в сан архимандрита и определен на служение в Астраханский Спасо-Преображенский монастырь. Именно в эту обитель в 1755 году и прибыл Николай Кондратьев, вскоре ставший келейником архимандрита Мефодия.

Так же, как и его новый наставник, Николай не пропускал ни одной службы, ни одного келейного правила; копал с другими монахами грядки, растил виноград; кормил бедных, присутствовал при отпевании нищих, ухаживал за сирыми, убогими и больными.

Отец Мефодий был пастырем во всех отношениях замечательным. Астраханцы так полюбили своего доброго и смиренного архимандрита, что по смерти епископа Илариона в 1755 году обратились к императрице Елизавете Петровне с просьбой произвести его во епископа Астраханского. И 10 мая 1758 года архимандрит Мефодий был возведен в городе Казани в сан епископа. Уже 12 августа он прибыл в Астрахань. Летописец, не скрывая благоговейных чувств, писал: « Не столько радовался древний Израиль о избавлении своем из Египта, перешед Чермное море, сколько духовенство и граждане Астраханские, увидя прибывшаго к ним давно желаемаго ими пастыря. Поистине пастырь сей был добрый: он был примером всякой добродетели, был правды ревнитель, кротости и смирения образец, трудолюбия и воздержания рачитель, обидимых защитник, питатель сирых и отец ».

Со дня пострижения в монашество и до самой смерти Мефодий вел самую строгую иноческую жизнь. Будучи и монахом, и архимандритом, и епископом, он не пропускал ни одной службы — ни утрени, ни литургии, ни малой вечерни, ни всенощного бдения, кроме случаев тяжкой болезни.

Простота его в обращении с людьми и во всей его жизни простиралась до того, что он сам участвовал во всех монастырских работах: как простой монах, в одной свитке, с заступом или с лопатою в руках, он копал гряды, сажал виноградные растения наряду с другими монахами, так что трудно было узнать, кто из них епископ. И при таких трудах он никогда не пропускал ни церковного, ни келейного правила, мало давая себе отдыха. Единственная сохранившаяся башня Спасо-Преображенского Астраханского монастыря

Особенно же епископ Мефодий прославился своим милосердием к бедным, без различия звания и вероисповедания. Кроме среды и пятницы, в которые соблюдался строгий пост, в архиерейском доме ежедневно предлагалась обильная трапеза всем приходящим бедным. Почти каждое утро рабочий народ, идя на работу, заходил прежде в архиерейский дом, где получал хлеб и квас, а нуждающиеся здесь же получали одежду и обувь, которой в архиерейском доме, в особых помещениях, всегда было много заготовлено.

В дни великих праздников, особенно в праздник Успения Божией Матери, бывало угощение всех приходящих, при чем всегда находился сам Преосвященный. Если обедавшие брали с собою и посуду, то сердобольный владыка не возбранял этого. Еще будучи архимандритом, он устроил в Спасо-Преображенском монастыре особую келью, в которой жили и обучались грамоте дети-сироты, до 30 человек; такой же приют был устроен им и при архиерейском доме.

Епископ Мефодий с особенною ревностью заботился о построении и украшении храмов Божиих. Он устроил в Астраханской епархии 19 церквей.

При нем же ризница Астраханского Успенского собора украсилась и пополнилась разными драгоценными вещами, из которых особенно замечательны: Евангелие с верхнею золотою доскою, осыпанное алмазами, яхонтами и изумрудами, стоящее до 120 тысяч рублей; потир, дискос и звездица золотые, весом 5 фунтов 7 золотников; серебряная водосвятная чаша, весом 2 пуда 9 фунтов 36 золотников.

Откуда же этот щедрый архипастырь брал средства на ycтpoeниe и украшение храмов Божиих и на столь щедрую благотворительность? Сам он не был богат, но умел обогащать других. Когда он узнавал о смерти кого-либо, то, не разбирая ни звания, ни состояния умершего, отпевал оного; а благодарные родственники покойника приносили к ногам епископа, кто что мог: богатые — деньги, а бедные — разные вещи; серьги, кольца, одежду и т. п. Некоторые еще при жизни завещали ему капиталы на помин души. На эти средства им устроено 22 церкви.

Усердие к нему простиралось до такой степени, что многие ежедневно откладывали понемногу из своих достатков, говоря: «это Мефодию». Благодарное Астраханское купечество подарило ему Чуркинские воды, считавшиеся лучшими из всех рыболовных участков.

Добродетельная жизнь владыки Мефодия восхищала и простолюдинов, и щедрых благотворителей, и августейших особ. Императрица Елизавета Петровна пожаловала ему ценную панагию, а императрица Екатерина II не раз жертвовала разные золотые и серебряные вещи на украшение храмов.

Во время Пугачевского бунта епископ Мефодий проявил величие духа, неустрашимость патриота и дар прозорливости. Он отправился в Царицын и в другие места своей епархии и призывал народ не верить бунтовщикам. Утвердив свою паству в верности присягою, епископ Мефодий только в 1773 году возвратился в Астрахань. Восстание Пугачева

В 1774 году Пугачев снова появился на Волге, окруженный уже громадною силою. На сторону Пугачева переходили не только одни мятежные люди и всякие бродяги, но и мирные граждане — одни по легкомыслию, другие под влиянием страха, потому что Пугачев не признававших его за царя Петра III подвергал страшным пыткам, топил или вешал. Когда слухи о злодействах Пугачева дошли до Астрахани, то между жителями ее началась борьба верности к Престолу с робостью и малодушием. Гражданские власти, не имея надежды отразить вооруженною силою громадную толпу мятежников, были в нерешительности, как поступить в таких тяжелых обстоятельствах. В это время епископ Мефодий убеждал жителей не изменять присяге на верность Императрице, уверял, что бунтовщик — не царь Петр III, который умер назад тому лет 10, а беглый донской казак Емельян Пугачев; изменникам грозил проклятием. Когда Пугачев с толпою бунтовщиков приближался к городу Черному Яру, то многие жители Астрахани, под влиянием страха, собирались бежать из города. Ободряя их, епископ Мефодий предсказал, что Пугачев не только не будет в Астрахани, но даже и Черного Яра не увидит. Действительно, Пугачев был разбит выше Черного Яра, а епископ Мефодий в тот же день утром совершил в соборе торжественное благодарственное молебствие, хотя в Астрахани никакого известия о победе над Пугачевым еще не получалось.

По усмирении Пугачевского бунта, когда сам Пугачев уже был казнен в Москве, приступили к суду и расправе с теми, которые принимали участие в мятеже. Императрица Екатерина II имела столь великое уважение к епископу Мефодию, что весь суд и расправу над духовными лицами, склонившимися на сторону самозванца, поручила ему: «что он над нами сделает, тому так и быть».

Итак, во время Пугачевского восстания авторитет епископа Мефодия поднялся в Поволжье на небывалую высоту. Возможно, императрица Екатерина II посчитала такую ситуацию для власти в определенном смысле опасной. Именно поэтому она и поручила епископу устроить казнь мятежников – дабы хотя бы несколько уронить влияние владыки Мефодия в глазах духовенства и народа. Однако искренняя христианская вера епископа Мефодия привела к обратному для ожиданий императрицы результату.

Священник Михаил Благонравов описывает это так. В мае 1775 года привезли в Астрахань до 1000 человек монахов, священников, диаконов и причетников и привели к собору в оковах, оборванных, истомленных от голода и всяких невзгод тогдашнего тюремного заключения. В 2 часа пополудни епископ Мефодий велел ударять редко в большой колокол. На этот необычайный в такое время звон народ толпами спешил к собору; собралось в соборе и все духовенство.

Святитель в малом архиерейском облачении и с посохом вышел на кружало, дал несчастным знак, чтобы они к нему приблизились, посмотрел на них, заплакал и сказал: «Бог и Всемилостивейшая Государыня всех прощает, и я, по данной от нее власти, прощаю вас и разрешаю; сбивайте оковы с них!» Когда всех расковали, он осенил их крестом и сказал: «идите за мною, в соборе принесем благодарение Богу о здравии Государыни».

Когда губернатор Бекетов стал говорить Мефодию, что с бунтовщиками так не поступают, он сказал ему: «Разве они виноваты? вы — военные и все чиновники — что с пушками делали? — бежали, оставили свое звание, нарушили присягу! Разве вас попы с крестом и с кадилом могут защищать? Вы виноваты, а не попы… Вы бы сами сделали еще хуже, как бы попались в руки бунтовщиков». И Бекетов замолчал. После этого Преосвященный отпустил всех духовных по своим местам и щедро одарил их на дорогу, сказав: «поминайте за милосердие к вам Государыню». Астраханская набережная в середине XVIII века

За всем этим владыка не забывал и о своем саровском подопечном. В 1760 году, 22 сентября, в Астрахани, в приписанном к архиерейскому дому Покровском монастыре, в присутствии Преосвященнейшего епископа Мефодия послушник Николай был пострижен в монашество крестовым Его Преосвященства иеромонахом Никифором с именем Назарий (др. евр. — «посвященный Богу»).

Это имя он получил в честь святого мученика Назария (память — 14 октября), пострадавшего вместе с христианами Гервасием, Протасием и Келсием в царствование императора Нерона (54-68)

В том же году, 22 октября, отец Назарий был рукоположен владыкой в сан иеродиакона. Воспитанник и келейник Преосвященного Мефодия, отец Назарий продолжает поддерживать связь и со своим духовником из Сарова — игуменом Варлаамом, обмениваясь с ним письмами. В одном из них иеросхимонах Варлаам в ответ на желание своего духовного сына вернуться в Саровскую пустынь пишет:

« Честный отец иеродиакон Назарий спасися о Господе… .Доброе бо твое намерение что из грацких обителей желаеши в пустынной монастырь токмо нечево тебе сказывать. Пустынной монастырь требует большаго терпения. Но нечево тебе писать о нашей пустыни сам ты у нас жил годы с три как еще лет пятнаццети был а ныне ты уже муж совершен и более можеши уразумети и разсуди ти что к лучшей пользе душевной то и твори ».

И наставляет: « Восприми душевную пользу от своего добраго пастыря и учителя преосвященнейшаго Мефодия Епископа что в таковом высоком сане а таковое к Богу всеусердное и смиренное житие проходит. И ты брате не отлагай доброе и богоугодное свое намерение на много время милостивой отеческой себе отпуске получа, от своего преосвященнаго. Неизвесть бы мы утрешняго дне доживем или не доживем и пока мы живы, поживем друголюбно, якоже пророк глаголет: коль добро и коль красно еже житии братий вкупе. (….)и сие прекратя остаюсь благословения твоего прошу и всенижайший поклон отдаю Саровский пустыни, иеромонах Варлаам. 1764 году марта в 16 день ».

Одновременно ведется оживленная переписка между епископом Мефодием и строителем Ефремом, живо интересующимся судьбою недавнего саровского послушника. В одном из писем в Саров, датированном 28 ноября 1763 года, владыка пишет отцу Ефрему: « … что же изволите по любви своей просить нас об отпуске [и] еродиакона моего Назария; истинно и охотою отпущу, токмо испросите у своего пастыря Пахомия, епископа Тамбовскаго… ». В письме от 26 мая 1764 года подытоживает: « Иеродиакона Назария к вам во Святую обитель уволили и з данным ему от духовной моей консистории пашпортом отпустили, да с ним же послал вам на всю братию рыбы сто сазанов, пять осетров, десять севрюг ».

8 сентября 1764 иеродиакон Назарий переходит по увольнению из астраханской епархии, по указу епископа Павла Владимирского, в Саровскую пустынь. В это время Саровской пустынью управлял шестой строитель, иеромонах Ефрем.

19 ноября 1765 года, епископ Мефодий писал ему: « Честный иеродиакон Назарий в Богом спасаемой пустыни спасися и о нас помолися. Письмо ваше получил, прочетьши усмотрил, что по желанию вашему в общежительной пустыни жить в ней получил. Спасая спасися и о нас помолися. Аще Бог восхощет живы будем, то и мы к вам будем. От келейника моего Мирона верно известился о равноангельном житии вашей пустыни, всегда из мысли моей не выходит, и дух мой да пребудет с вами. Просто в надежде пишу, иеродиакон Назарий, за отлучением моим, от посещения во епархии. Ныне винограднаго вина на служение, […] весною пришлю. Да отпиши ко мне, чем бы услужить вашей обители от рыбы, от икры. Угодно ли им будет ежели, что в угоду хотя бы человека какова прислали и своим коштом [… ] отправлю. Ты яко сын наш того ради к тебе и пишу о всем, ко мне отпиши чтобы и […], но сугубо отправлю. За сим смиренное наше пастырское благословение посылаю и молитв прошу. Мефодий епископ Астраханский. 1765 году ноября 19 дня »

Но на этом связь между Саровской обителью и Астраханской епархией не обрывается. Преосвященный Мефодий продолжает переписку с отцом Ефремом, не забывая радовать весточками и своего бывшего келейника, коего считал он своим воспитанником.

Через год после отъезда отца Назария в Саров владыка посылает туда же своего келейного послушника Мирона, поручив ему изучить устав и чин Саровского монастыря! А по возвращении своих доверенных лиц он был так обрадован привезенному ими списку устава, что во вновь устроенных им в Астрахани пустынных монастырях: Воскресенском, Покровском и Николаевском — завел устав Саровской пустыни. Свято-Успенская Саровская пустынь в начале XIX века

Благодаря широкой известности, которую приобрела Саровская пустынь в глазах астраханцев (конечно же, не без помощи Преосвященного владыки Мефодия и посредничества иеродиакона Назария), у нее появилось несколько крупных благотворителей.

Обремененный преклонными летами и многосложными трудами, епископ Мефодий возымел решительное намерение оставить Астраханскую кафедру и поселиться в Саровской пустыни, чтобы остаток дней своих посвятить исключительно на служение Богу, но Господь судил ему иначе окончить жизнь. В 1776 году, объезжая свою епархию, епископ Мефодий остановился в Червленской станице, недалеко от города Кизляра. Желая полечиться тамошними теплыми водами, он приказал поставить над горячим ключом войлочную кибитку на подмостках. Но только лишь вошел он в кибитку, оступился и упал в кипящий колодезь, откуда служители вытащили его едва живого. На другой день, 29 мая, он исповедался, приобщился и, по окончании таинства Елеосвящения, скончался, завещав похоронить себя в Астрахани.

Весть о неожиданной кончине любимого архипастыря поразила жителей города Астрахани глубокою скорбью, которая особенно выразилась тогда, когда смертные останки его привезли в Астрахань. Почти все жители города, с горьким плачем, вышли встречать своего покойного архипастыря. Тут были даже татары и язычники, которые вопили: «кто нас будет теперь питать и одевать? Кто за нас заступится?» Он погребен в нижнем храме Успенского собора. От останков святителя при погребении были исцеления. В 1801 году гроб его был освидетельствован при епископе Платоне, причем тело и все облачение найдены нетленными.


По материалам сайта "Былое. История и современность"

Последние новости

Новое месторождение щебня в Питкяранте даст налоги в бюджет и рабочие места

Правительство Карелии окажет поддержку компании «Питкярантский карьер нерудных ископаемых» в организации необходимой инфраструктуры и вопросах логистики.

«Единая Россия» единогласно поддержала Михаила Мишустина на должность председателя правительства

Его кандидатуру для повторного назначения внес Владимир Путин. «Единая Россия» единогласно поддержала кандидатуру Михаила Мишустина для назначения на должность премьер-министра.

В 2024 году в Лахденпохском районе продолжат ремонт дорог,  социальных учреждений и объектов культуры

Об этом 2 мая на совещании по развитию района сообщил Глава  Карелии Артур Парфенчиков.

Card image

Как найти и использовать действующие промокоды для скидок

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *