Карельские казаки саморасказачились?
Сразу два примечательных поста, касающихся участия российского казачества в специальной военной операции, появилось на этой неделе в блогосфере.
Сразу два примечательных поста, касающихся участия российского казачества в специальной военной операции, появилось на этой неделе в блогосфере.
Сначала нешуточную дискуссию в патриотической среде вызвал пост телеведущей Татьяны Рыжовой, процитированный затем известным писателем Захаром Прилепиным: «При численности казачьего войска в 150 тыс. штыков, добровольцами на фронт отправились около 5 тысяч. Все остальные заняты, видимо, на фестивалях. Поют и демонстрируют виртуозное владение шашкой». Многие при этом вспомнили о тех огромных суммах, что выделялись из государственного бюджета на развитие казачества. И где же результат?
А в нашей республике о том же самом написал известный фотограф и блогер Дмитрий Беленихин :
«Недавно губернатор упомянул на своей странице одного из карельских казаков, ещё до мобилизации ушедшего добровольцем на СВО. Похвально, но есть вопрос: почему не всем своим воинством, численность которого в Карелии, если верить информации на странице карельской епархии, насчитывает аж 700 человек? Допускаю, что цифра может быть завышена, и часть войска состоит из детей, казачек, немощных или просто любителей яркой формы и медалей, но даже если поделить надвое, это 350 бойцов, что по сути является третью мобилизационного плана Республики. Вы скажете, что само существование «карельских казаков» сомнительно, и сродни существованию «кубанских вепсов» или «татарских поморов», но они есть, исправно участвуют в религиозных и общественных мероприятиях, занимаются «патриотическим воспитанием», поют и танцуют на праздниках, вооружившись плётками иногда помогают сотрудникам ГИБДД проводить беседы с нарушителями, а полиции помогают охранять общественный порядок, как будто МВД само уже не справляется».
При этом Дмитрий Беленихин упомянул и о законах в поддержку казачества, принятых по инициативе карельской власти. Действительно, совсем недавно депутаты Законодательного собрания Карелии поддержали инициативу губернатора Артура Парфенчикова, которая предусматривала государственную поддержку социально ориентированных НКО, участвующих в охране общественного порядка. Фактически же речь шла о казачьих обществах, желающих получить финансовую поддержку из бюджета. Теперь по закону эти НКО, то есть конкретные казачьи общества, смогут участвовать в конкурсах на предоставление грантов и получать финансирование.
А ранее был принят закон, по которому земельные участки во всех районах Карелии можно отдавать в аренду без проведения торгов религиозным организациям и казачьим обществам «для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ». Максимальный размер такого земельного участка может составлять до 5 тысяч гектаров. А через какое-то время у казачьих обществ, как, впрочем, и у религиозных организаций, которые получат землю в аренду, появится возможность выкупить ее в собственность.
А что государство получило в качестве благодарности? Дмитрий Беленихин совершенно верно ставит вопрос:
«Возвращаясь к СВО: в интервью с местным атаманом прозвучала выдержка из «Кодекса карельского казака», согласно которой, «казак должен давать решительный отпор антиказачьим, националистическим, антигуманным и безбожным настроениям и их проявлениям, а также решительно вставать на защиту Родины и ее государственности».
«Подготовка казаков к военной и иной службе, создание казакам необходимых условий для исполнения ими воинской обязанности, обеспечение своевременного призыва казаков на военную службу, военные сборы и по мобилизации, а также зачисления казаков, пребывающих в запасе, в резерв; обеспечение и участие в установленном порядке в выполнении мероприятий по гражданской и территориальной обороне».
Документ старый, но провидческий, как будто специально созданный под СВО. В одной только Карелии около 15 казацких сообществ, созданных за последние десятилетия под лозунгами «защиты отечества», и получивших от власти «зелёный свет». Пляски и молебны закончились, отечество в опасности, пришло время перечитать свои собственные уставы, кодексы и собираться…
И вот теперь повторю вопрос: все ли несколько сотен боеспособных карельских казаков на Донбассе, или воинство распалось, плётки с орденами и папахами убраны в шкаф до лучших времён, а на СВО отправились лишь отдельные герои и обычные мобилизованные? Никого не хотел обидеть, это просто вопрос, ответ на который я не нашёл в СМИ».
Ответа действительно нет. Судя по информации в соцсетях, в зону СВО отправилось не более десяти карельских казаков. Честь им и хвала. А вот остальные предпочитают заниматься иными делами. Например, внутривидовой борьбой:
Стоит еще раз напомнить, что когда говорят о возрождении неких «традиций казачества», хочется уточнить: каких именно? Ведь если совершить небольшой экскурс в историю, то окажется, что за несколько сот лет истории они были абсолютно разными. При образовании казачества это было сугубо антигосударственное явление, доставлявшее много хлопот русской власти. Именно казаки были первыми зачинателями Смуты, преодоление которой ныне официально отмечается как один из главных государственных праздников. Казаки были главной движущей силой восстаний против крепостного права, вспомним хотя бы крестьянские войны под руководством Разина или Пугачева. А перед революцией 1917 года наоборот, казаки подавляли крестьянские бунты, пороли крестьян. Они часто били и убивали рабочих во время подавления забастовок, они разгоняли студенческие митинги. Поэтому к 1917 году среди значительной части русского народа отношение к казакам было как к карателям на службе у самодержавия. В годы гражданской войны именно казачьи области проявляли сепаратизм и совершали попытки отделиться от России, нередко с помощью иностранных держав, тут достаточно вспомнить атаманов-предателей Краснова и Семенова. Так о каких «традициях казачества» можно говорить, если эти традиции зачастую взаимоисключающие?
Показательно, что последние тридцать лет в общественное сознание вбивался тезис о целенаправленном «уничтожении» или «геноциде» казачества «проклятыми большевиками». К реальности он не имел никакого отношения. Для понимания этого не нужно копаться в архивах, достаточно лишь открыть великий роман Михаила Шолохова «Тихий Дон». Тем не менее тема «расказачивания» была излюбленной у граждан современной России, объявивших себя казаками и носивших по праздникам штаны с лампасами.
Но как только речь зашла о чем-то более серьезном, чем дешевый маскарад, большинство этих людей сразу забыли, что они казаки. Получается, что они сами себя добровольно расказачили…
Фото: politnavigator.net Александр СтепановПоследние новости
Правовая помощь детям в Шуе
В Шуе прошел выездной прием для консультаций жителей.
Обсуждение мер по борьбе с терроризмом в Республике Карелия
Прокуратура региона сосредоточится на профилактике экстремистских преступлений.
Налогообложение общего имущества: вебинар в Карелии
Специалисты обсудили важные аспекты налогообложения общедомового имущества.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией