24.12.2023

На выставке-форуме «Россия» состоялась интерактивная лекция по истории Валаамского монастыря

Лекция проходила в рамках образовательной программы Дня региона, которая предполагает просветительские лекции об истории карельского края.

Лекция проходила в рамках образовательной программы Дня региона, которая предполагает просветительские лекции об истории карельского края. Особое место на выставке было отведено культурным событиям.

Также в рамках выставки-форума «Россия» состоялась презентация книги-альбома «Русская свадьба Заонежья» с участием фольклорного ансамбля музея-заповедника «Кижи» и была представлена праздничная программа «Из Карелии с любовью», посетители которой смогли попробовать блюда национальной кухни и познакомиться с сувенирной продукцией.

Для любителей спорта карельский спортсмен и Олимпийский чемпион 2020 года по тхэквондо Владислав Ларин провел открытую тренировку. Представителей молодежи пригласили на ежегодный карельский Молодежный образовательный форум «Берег».

«Карелия нас позвала. Когда я узнал, что можно выступить, что-то рассказать, я немножко засомневался: мне показалось, что формат лекции не очень подходящий, но если с хором – то это уже миссионерский проект, чтобы люди поехали на Валаам. Жаль, что был небольшой зал, желающих прийти много» , – рассказал епископ Панкратий.

Международная выставка-форум «Россия» продлится до 12 апреля 2024 года. Экспозицию Карелии можно увидеть ежедневно в павильоне № 75 на ВДНХ.

Текст лекции иеромонаха Давида по истории Валаамского монастыря представлен ниже.

Дорогие друзья, уважаемые гости, участники и организаторы Форума, позвольте сердечно поприветствовать Вас от лица всей нашей братии Спасо-Преображенского Валаамского монастыря.

1. Сегодняшние мероприятия на Форуме «Россия» посвящены жизни Республики Карелия – самобытного, удивительно красивого региона нашей страны, который в последние годы как бы «заново открывают» для себя тысячи посетителей.

Безусловно, одним из центров этого региона – духовным и культурным – был и остается Спасо-Преображенский мужской монастырь, расположенный в Ладожском озере, на островах Валаамского архипелага.

Судьба и история Валаамской обители с одной стороны очень своеобразны, с другой, как выразился когда-то наш президент, они, словно в капле воды, отражают судьбу всей России.

С XII века положение территории Приладожья (где совместно проживали карелы, варяги и славяне), стало настолько стратегически важным, что попало в сферу интересов двух крупнейших государств: Швеции и Новгорода Великого. Началось их противостояние не только за политическое, но и за религиозное главенство в крае. В этом плане, за сохранение чистоты нашей веры, за развитие и укрепление своей русской культуры и традиции особое значение всегда имели православные монастыри.

После крещения Руси святым князем Владимиром в 988 году в Киеве, уже через 3 года в Новгород Великий пришло христианство. И хотя карелы приняли крещение только в 13 веке, в Приладожье уже появились монахи-миссионеры.

Двое таких монахов, (как сказано в их житии), «пришедших от востока», и стали основателями Валаамской обители. "Востоком" в средние века наши предки называли территорию Византийской империи. До нас дошли лишь их святые имена: Преподобные Сергий и Герман. Глубокое их почитание начинается с первых веков христианства на Русской земле. Из многих достоверных летописных источников нам известно, что уже в 12 веке святые мощи преподобных Сергия и Германа дважды переносили в Новгород и назад на Валаам, спасая их от поругания иноверных шведов. Валаамский монастырь,сер. XVIII века

2. К концу XV века Валаамский монастырь уже прочно входил в число самых больших и влиятельных новгородских монастырей. Оказывая огромное влияние на весь регион, он был средоточием и образцом монашеской жизни Карелии. Основатели многих знаменитых русских обителей были выходцами с Валаама. Так, например, знаменитая крепость русского Севера – Соловецкий монастырь, был основан Валаамским монахом, преподобным Савватием; преподобным Александром – обитель на Свири, преподобным Арсением – на Коневце; и многие другие преподобные из собора Валаамских святых явили нашу обитель рассадником благочестия на Руси.

Славился монастырь и как центр культуры и искусства со своим богатейшим книгописанием. Уцелевшие до наших дней книги, выполненные на Валааме, являются выдающимися образцами средневекового искусства, вошедшими в сокровищницу славянской цивилизации.

Так нёс Валаам своё миссионерское служение и словом и житием, и вложил свой значительный вклад в фундамент великого будущего Земли Русской.

3. Порубежное положение изначально обрекало островную обитель на судьбу неспокойную, «переменную» - по словам монастырского летописца.

Разразившаяся в начале XVII века на Руси Смута, сопровождаемая польской и шведской интервенцией, обернулась для Валаама, как и для всей Карелии, настоящей трагедией.

Неоднократно многочисленное братство Валаамское, даже будучи предупреждены об очередном набеге шведских интервентов, добровольно оставались на Острове и принимали мученическую кончину от меча иноверцев за свое мужественное и твёрдое исповедание православной веры. Валаамский архипелаг со значительной частью Карелии отошел ко Швеции. Более, чем на 100 лет, монашеская жизнь приостановилась в Обители, все храмы были сожжены, и православная молитва на время утихла.

И все-таки, в начале XVIII века в результате Северной войны, победоносно завершенной Петром I, Карелия и орошённая мученическою кровью Валаамская земля вернулась в состав России! С этого момента начался новый этап жизни и развития монастыря. Особое духовное возрождение приходится на период правления обителью преподобным игуменом Назарием.

В этот период Валаам вновь несёт важное просветительское служение. По инициативе и тщанию преподобного Назария впервые в России издаётся собрание аскетических творений святых отцов – «Добротолюбие». Издательство именно этих писаний послужило распространению святоотеческой традиции исихазма во многих монастырях России, где во главу угла была поставлена практика молитвы и старчества.

В 1793 году 6 валаамских монахов вошли в состав духовно-просветительской миссии на суровые земли далекой русской Аляски. Великий Валаамский святой, преподобный Герман, стал и доныне остается апостолом Северной Америки и духовным отцом алеутского народа. Эта экспедиция положила начало распространению православной веры на всём американском континенте.

С 1810 года Карельский перешеек и все Ладожские острова вошли в состав Российской Империи как автономное Финляндское княжество, и православные приходы и монастыри оказались в лютеранском окружении. Валаам, как и прежде, был призван свидетельствовать, исповедовать и стоять на страже чистоты апостольской веры. Преподобный Назарий (1735-1809)

4. Расцвет и наибольшее развитие Валаамского монастыря и в духовном и внешнем плане приходится на вторую половину XIX века, когда обитель возглавлял великий игумен Дамаскин – масштабная и многогранная личность. Община братии тогда достигает 1000 человек, с великолепно отлаженным хозяйством, в которое внедрялись передовые сельскохозяйственные практики; возводятся удивительные по своей архитектуре храмы, скиты, паломнические гостиницы, и множество других каменных построек; организовываются своя иконописная мастерская и школа живописи, издательство книг и первые в России фотомастерские; на поприще пастырского служения выходит множество почитаемых в народе духоносных старцев и Валаамских духовников: уже прославленный церковью – схиигумен Иоанн (Маслов), духовник Великих князей Романовых – иеросхимонах Ефрем, мудрый игумен Харитон и смиренный схимонах Николай, и многие другие молитвенники и подвижники Валаама. На Остров потянулось большое количество «ищущих душ», стремившихся обрести истинный путь для своих сердец, заблудившихся в тумане витающих тогда в обществе атеистических и антицерковных идей, политических и философских заблуждений. Игумен Дамаскин (1795-1881)

Русская публицистика этого периода изобиловала различного рода путевыми заметками, статьями и очерками, посвященными поездкам на Валаам. Здесь не раз бывали императоры и великие князья, крупные чиновники и общественные деятели, знаменитые писатели (такие, как Апухтин и Лесков, Немирович-Данченко и Шмелев), гениальные композиторы (Чайковский и Глазунов), выдающиеся художники (Шишкин и Куинджи, Васильев и Рерих), под впечатлением от Валаама они создают свои знаменитые творения; совершают паломничество на остров многие купцы, мещане и простые крестьяне, студенты университетов и духовных академий.

Все они отмечали красоту валаамского богослужения, трудолюбие и скромность братии, гостеприимство их любви и духовную мудрость валаамских старцев.

Простолюдины получали в монастыре помощь продуктами и одеждой, возможностью потрудиться на острове и подзаработать.

Как духовные врачи и мудрые пастыри, отцы Валаамские помогали заблудшим – утешая и помогая им обрести путь спасения своей души и наполнить свою жизнь истинным смыслом.

В это время совершилось значимое событие - была чудесно обретена написанная прежде на Острове икона Божией Матери «Валаамская», впоследствии явившая Свой материнский покров во многих чудотворениях всем с верою к Ней притекающим.

Во свете многовековой связи монашества Святой Горы Афонской с Валаамом, наш архипелаг ныне получил именование "Северный Афон". Дружба и схожесть этих двух монашеских республик, Южного и Северного Афона, отобразилась и во многих сторонах современной жизни Валаамской обители; в Богослужебную практику и в репертуар современного Валаамского распева живо вплелись некоторые оттенки и особенности древней византийской традиции и культуры. Сейчас Вашему вниманию будет представлен гимн Богородице, написанный святителем Нектарием Эгинским, который уже по традиции Валаамская братия исполняет на все праздники Пресвятой Богородицы. Иеросхимонах Ефрем с паломниками и гостями обители

5. ХХ век принес Валаамской обители, как и всей России, невиданные до этого испытания.

Первым серьезным ударом для Валаамской обители стало начало I-й Мировой войны, за годы которой число братии сократилось почти вдвое, причем за счет самых молодых и трудоспособных: на фронт ушло «будущее» Валаамского монастыря.

Затем, в октябре 1917 года, в России произошла революция, ввергнувшая страну в гражданскую войну и долгий период гонений на Церковь. Божиим Промыслом Валаам избежал страшной судьбы большинства русских обителей. Напомним, что в результате антирелигиозной политики советского правительства из 1287-ми православных монастырей к началу 30-х годов прошлого столетия в Советской России не оставалось ни одного; большинство храмов закрыты или уничтожены!

Игумен Харитон (1872-1947) В ноябре 1917 года Финляндия, впервые за всю свою историю, получила государственную независимость, а древняя валаамская обитель оказалась за границей. Никуда не уезжая с территории валаамского архипелага, монашеская братия по сути находилась в эмиграции.

Ни на один день не прекращалась на Валааме молитва ко Господу, в том числе и молитва о страдающей России и её народе.

В 20-30-е годы прошлого века Валаам, с расположенной на нём православной обителью, приобрёл совершенно особое значение для русских людей, оказавшихся в изгнании (напомним, что с 1917-го по 1922 год Россию покинуло около 2 миллионов человек).

Валаам стал для них зримым, чудом сохранившимся кусочком Святой Руси, дорогой для них Родины. Письма к валаамским инокам шли из Парижа, Берлина, Лондона, Ниццы, Риги, Талина, Стокгольма, Нью-Йорка и других городов мира.

Волею Божией судьбы многих русских эмигрантов непостижимым образом соединились тогда с Валаамом. Так, на старом братском кладбище сейчас находится могила князя Алексея Борисовича Мещерского, известного общественного деятеля, принявшего на Валааме иноческий постриг в 1927 году и нашедшего здесь своё последнее упокоение.

Фрейлина и ближайшая подруга св. страстотерпицы и последней императрицы Александры Феодоровны – Анна Вырубова в 1923 году на Валааме также приняла монашеский постриг с именем Мария и до конца своих дней оставалась духовной и верной дочерью валаамских старцев.

Из стран Прибалтики и Скандинавии на Валаам организовывались регулярные паломнические поездки. В 1938-39 гг. в составе таких паломнических групп из Таллинна приезжала на богомолье в Валаамский монастырь семья российского эмигранта Михаила Ридигера. Его сын – девятилетний мальчик Алеша вспоминал, что эти два посещения перевернули всю его душу и определили для него будущий путь. Действительно, пройдет полвека, и этот мальчик станет Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II, Священноигуменом возрожденной Валаамской обители. Алёша Ридигер с родителями во время паломнической поездки на Валаам. На Коневском скиту со схимонахом Николаем. 1939 год.

6. Говоря о советском периоде, особо надо отметить служение валаамских монахов, проживавших на монастырских подворьях-в Москве и Петрограде.

После получения Финляндией независимости и началом масштабного террора против церкви в советской России, руководство монастыря пыталось организовать выезд братии на Валаам, обеспечивая им таким образом безопасность. Но выехать удалось очень немногим.

Находясь ныне здесь, в Москве, хочется особо подчеркнуть подвиг настоятеля Московского подворья Валаамского монастыря иеромонаха Галактиона (Новикова) с братией. Прихожане подворья обратились к священноначалию с просьбой не оставлять их в столь тяжелое время без духовной поддержки. И отец Галактион, документы которого были полностью готовы, не поехал в Финляндию, но, как истинный отец, остался в Москве, со своими духовными чадами. Уже в 1927-м году он был арестован и сослан на Соловки, а в 37-м году принял мученическую кончину. В 2000-м году отец Галактион был причислен к лику святых, как новомученик и исповедник Церкви Русской.

Всего же из валаамского братства, подвергся репрессиям 101 человек. Из них 8 уже причислены к лику святых.

7. Очередной перелом в судьбе Валаама случился в декабре 1939 г., когда началась советско-финская война. Граница между Финляндией и СССР проходила по Ладожскому озеру. В ходе военных событий «Зимней войны» и множественных бомбардировок Острова, братия монастыря была вынуждена принять решение эвакуироваться вглубь Финляндии с целью сохранения обители и ее служения.

Ехать пришлось на грузовиках по льду Ладожского озера, увозя всё самое ценное: монастырские святыни и иконы, архив и библиотеку.

После усиленных поисков и молитв валаамцы приобрели усадьбу на юго-востоке Финляндии, где в июле 40-го года был официально основан монастырь «Новый Валаам». С тех пор он никогда не прекращал своего духовного и молитвенного служения. Сейчас Ново-Валаамский монастырь является единственным православным мужским монастырем Финляндии и одним из крупнейших православных центров Северной Европы. Число братии в нем колеблется от 15 до 20 человек, которые бережно хранят духовную традицию и наследие Валаамских Старцев. На Новом Валааме, 50-е годы XX века

8. В 1940-м году, как когда-то в XVII веке, на Старом Валааме вновь прервалась монашеская молитва на целых 50 лет! Но жизнь на острове продолжалась. И уже в августе этого года на архипелаге открыли школу боцманов Военно-Морского флота СССР с ротой юнг, отличительной особенностью которой был набор в неё подростков в возрасте 15-17 лет.

Однако уже в сентябре 1941 года, с началом Великой Отечественной войны, школа прекратила свое существование. Вместе с остатками 168-й советской стрелковой дивизии, эвакуированной на Валаам при выходе из окружения, курсанты школы боцманов были переброшены на оборону блокадного Ленинграда. Многие из них впоследствии мужественно сражались и погибли на "Невском Пятачке", несли службу на судах Балтийского флота и Ладожской военной флотилии, обеспечивавшей в период навигации работу знаменитой "Дороги Жизни".

После окончания войны, на Валааме был организован совхоз, а в 1950-м году учрежден дом-интернат для инвалидов войны. Пациенты дома инвалидов, которых свозили на Валаам со всей Карелии, и многочисленный обслуживающий персонал составили в общей сложности более 1000 человек. Разместились они прямо в монашеских келиях и других помещениях монастыря; никакого фундаментального строительства на Валаамском архипелаге за весь советский период не проводилось. Красивейший архитектурный ансамбль обители, оставшийся без ухода, начал постепенно ветшать и разрушаться.

И лишь в 1979-м году на Валааме начал действовать музей-заповедник, развернулась исследовательская и реставрационная деятельность. Сотрудникам музея пришлось буквально по крупицам собирать то, что еще осталось от прежнего Валаама.

В 1984 г. Дом инвалидов был переведен на материк – в карельский поселок Видлицы на восточном побережье Ладоги.

А в декабре 1989 года, ровно через 50 лет после начала советско-финской войны, на праздник св. апостола Андрея Первозванного, на Валаам прибыли первые 6 иноков. Началось новое возрождение Валаамской обители! Святейший Патриарх Алексий II служит литию на старом братском кладбище монастыря. 11 июля 1996 года

9. Сегодня, спустя 34 года после начала возрождения обители, Валаам, как и прежде, снова стал не только одним из духовных центров Карелии, но и «Всероссийской Жемчужиной».

Милостью Божией, благодаря помощи и поддержке святейших патриархов Алексия II и Кирилла, президента нашей страны и множества искренних друзей Валаама, строительно-реставрационные работы в монастыре в целом завершены. Отреставрирован и освящен главный Спасо-Преображенский собор и все малые храмы центральной усадьбы обители, келейные и гостиничные корпуса, 11 из 13 исторических скитов, построено 5 скитов новых. В Москве и Петербурге, Приозерске, Сортавале, и в горах под Сочи открыты монастырские подворья. Общее число братии уже превысило 200 человек. Восстанавливаются сельскохозяйственные угодья, действует огромная молочная ферма, уже известная на всю Россию сыроварня, пасека, форелевое хозяйство, и возрождены знаменитые Монастырские сады.

Снова Валаам является крупнейшим на Северо-Западе центром паломничества – только в прошедший летний сезон этого года, архипелаг посетили более 175 000 гостей!

Но все же главное служение и роль Валаамского монастыря в современном мире – не достижения в области хозяйства (хоть мы с вами сейчас и находимся на территории Выставки народного хозяйства).

Зачастую Валаам становится для современных людей «дверью» в мир церкви, молитвы, богослужебной жизни, подлинно христианской культуры. Мы не изобретаем каких-то «инновационных форм»_приобщения людей к Православию. Формат традиционен: образовательный туризм, паломничество, волонтерство, трудничество, молодежные палаточные лагеря. Принимаем всех, насколько хватает флота для доставки и мест для размещения.

Хорошо известно, насколько перегружен современный человек информацией, какие воздействия ложатся на его психику, как много искушений в мировоззренческом плане он испытывает. Приближаясь ко святому храму, человек обычно задумывается о вечности и о главных бытийных вопросах: о смысле и цели своей жизни, о качестве прожитого и на сколько они соответствуют замыслу Бога о человеке, Который и привел от небытия в бытие и меня, и весь этот мир. Такие чувства охватывают всякую душу, приближающуюся ко храму. Но уникальность Валаама в том, что для всякого вступившего на Остров странника весь архипелаг (удалённый от мiра) становится для него таким святым храмом! Внутри него он может не спеша погружаться в это преображающее его таинство Божией любви. Но всё же главной святыней всякой христианской обители являются не только святые храмы, святые иконы, святые мощи и святые таинства Церкви, но в первую очередь – это святой образ жизни, без которого все остальные святыни останутся бездейственны! И именно этому (Евангельскому образу жизни) и мы, монахи, веря призванию Божьему, пришли сюда учиться! Как говорит святой апостол, - «я не почитаю себя достигшим; а только забывая заднее, простираюсь вперед; стремлюсь к цели, к почести Вышнего звания Божия во Христе Иисусе».

Как писал в прошлом веке валаамский игумен Харитон, -«в жизни иночества, как и в жизни народа, всего важнее чистота идеала. Всё дело именно в этом идеале! Жив он – и душа жива»… И позвольте, дорогие друзья, в завершении сегодняшнего нашего вечера произнести слова знаменитого валаамского гимна, в котором автор, как к одушевлённому обращается к валаамскому острову: «Откроешь вновь свои объятия сердцам, измученным в мiру, и скажешь им: придите, братья, я ваши слёзы оботру!»

Последние новости

Вода размывает дорогу в Петрозаводске

Вода вытекает из люка на Калинина. Информацию проверят Вода из люка течет и размывает асфальт в Петрозаводске.

Мужчину избили на перекрестке в одном из районов Петрозаводска

Что послужило причиной драки в социальных сетях не сообщается. В городском сетевом сообществе « Подслушано у водителей Птз и Карелии » опубликовали видео от подписчика с камер наружного наблюдения, где неизвестный,

Глава Карелии проведет совещание по развитию Лахденпохского района

Трансляция будет доступна в социальных сетях. Начало в 11.00. 2 мая глава Карелии вместе с министрами и муниципальными руководителями проведет онлайн-совещание по социально-экономическому развитию Лахденпохского района.

Card image

Как найти и использовать действующие промокоды для скидок

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *