Пароход «Valamon Luostari»: путешествие во времени

Сортавала. «Valamon Luostari» после капитального ремонта в 1931 году 22 января 1940 года полуденную тишину острова Валаам нарушил рев двигателей.

Сортавала. «Valamon Luostari» после капитального ремонта в 1931 году 22 января 1940 года полуденную тишину острова Валаам нарушил рев двигателей. Никоновскую бухту, расположенную в западной части острова, атаковали сразу три советских бомбардировщика СБ-2. Чудовищный шум, лязг, скрежет, свист летящих с высоты бомб, заполнили собою все вокруг. Бухта, казалось, растворилась в дыму, пыли и копоти.

Одна из бомб попала в корму корабля «Valamon luostari», стоявшего здесь на зимовке. Начался пожар. Еще две бомбы пробили лед по бокам судна, следом мощный взрыв за кормой довершил начатое. Судно стало медленно уходить под воду, на долгие десятилетия попав в плен темных ладожских вод. Лишь в 2019 году оно будет обнаружено орловскими дайверами и получит возможность рассказать нам свою историю. Ну а пока…


1862 год, Стокгольм, Королевство Швеция

История «Valamon luostari» начинается на судостроительной верфи механической мастерской Бергсунда (Bergsunds Mekaniska Verkstad) в Швеции. Механическая мастерская Бергсунда в Швеции

В 1862 году на ней было построено морское геодезическое судно «GUSTAF AF KLINT» для Шведского морского картографического агентства («Svenska Sjökartaverket»).

Пароход работал вблизи Стокгольма, не раз меняя хозяина. В 1889 году его приобрел владелец пароходной компании Carl Herman Norman, Хельсинки. Новый хозяин переименовал судно и дал ему новое название - «KJELL». KJELL - мужское скандинавское имя, также можно перевести как «шлем». Через несколько лет пароход был продан в Россию в пароходное общество «Alku» (Sortavala Höyrylaiva Oy «Alku»).


1908 год, Салми, Российская империя

28 июня 1908 года судно приобрело общество с ограниченной ответственностью братьев Хозяиновых (Osakeyhtiö «Veljekset Hosainoff») за 75000 марок, поселок Салми Питкярантского района Карелии.

Рядом с большой баржей можно увидеть буксир «KJELL»

Основатель компании купец Василий Хозяинов –судовладелец, бизнесмен – переделал судно в буксир и использовал для торговых нужд: перевозки леса, соли, муки, рыбы.


1 июня 1914 года. Несчастный случай

Утром первого июня 1914 года на борту судна произошла трагедия. Яакко Пулли, 28-летний машинист, обслуживающий «KJELL», как обычно смазывал детали парового котла в машинном отделении. В какой-то момент он услышал нехарактерный звук то ли скрипа то ли скрежета. Повернувшись всем телом к источнику звука, он в ту же секунду получил сильнейший удар в грудь. Деревянная заглушка вылетевшая из отверстия парового вентиля, открыла путь смертоносной струе огненного пара. Давление его было столь велико, что куски кожи Яакко разлетелись по всему машинному отделению. Помощь подоспела быстро. Раненого машиниста общими усилиями вытащили на палубу. Не в силах далее терпеть невыносимую боль, Яакко бросился за борт. Мужчину достали из воды и отправили в городскую больницу. Там он, не приходя в сознание, скончался на следующий день. Был ли это несчастный случай или чья-то халатность, вероятнее всего мы уже не узнаем.


1918 год. Гражданская война в Финляндии

1918 год. Русофобские идеи в Финляндии достигли своего апогея. Началась гражданская война. Финляндия разделилась на два лагеря. Красная гвардия действовала при поддержке Советской России. Белая гвардия противостояла всему русскому, выступая за независимость Финляндии. Расстрелы и мародёрство стали обычным делом. Так в конце января 1918 года в районе Сортавала, на зимовке, пароход «KJELL» был захвачен белофиннами, но спустя некоторое время возвращен хозяину.


1930 год. Валаамский монастырь, Сортавальский уезд

В апреле 1930 года компания братьев Хозяиновых «Veljekset Hosainoff» была признана банкротом. Судно выставили на торги. Уже в сентябре того же года его купил Валаамский монастырь. Была оформлена купчая, «KJELL» оценили в 60 000 финских марок. На деле же средства, полученные за корабль, частично погашали долг купца перед монастырём за купленный и неоплаченный лес.

В 1931 году «KJELL» переоборудовали в пассажирское судно, провели капитальный ремонт и перекрасили. 10 декабря 1931 года ему дали новое название «Valamon luostari» с сохранением сигнальных букв SQDH. В переводе с финского - Валаамский монастырь.

Судно совершало рейсы Валаам - Лахденпохья, перевозило грузы и многочисленных пассажиров.

Гости и паломники приплывали на Валаам на пароходе «Valamon Luostari» Только за 1936 год монастырь посетило более 3,5 тысяч гостей из 22 стран, хотя в основном это были финны и шведы. Русских в этот год насчитали всего 40 человек.

Стоит отметить, что у монастыря была собственная небольшая флотилия, состоящая из пароходов «OTAVA», «Nikolai», «Sergij» и др.


1939 год. Остров Валаам

С началом советско-финской войны судно «Valamon luostari» было реквизировано для нужд военно-морского флота Финляндии. Судно использовалось в качестве транспортного корабля. Когда закончилась навигация, его вернули на зимнюю стоянку в Никоновскую бухту острова Валаам, где судно и погибло во время бомбардировки в январе 1940 года.

Место, где после бомбардировки затонул пароход «Valamon Luostari»

В ходе Великой Отечественной войны финские войска, занявшие на тот момент остров, пытались вернуть в строй суда, затонувшие во время боевых действий. Однако «Valamon luostari» поднять не пытались. Водолазы при обследовании судна нашли его корпус и палубу слишком деформированными. В дальнейшем точные координаты места затопления корабля были утрачены.


2019 год. Никоновская бухта, остров Валаам

В ходе тренировочных погружений дайверами орловского клуба «ДИВО» был обнаружен подводный объект, не отмеченный ни в одной навигационной карте. Визуальный осмотр подтвердил - на дне корабль, частично разрушенный.

Кормовая часть затонувшего парохода «Valamon luostari»

Предположили, что судно принадлежало Валаамскому монастырю. Методом исключения команда дайверов пришла к выводу, что был найден «Valamon luostari». Были проведены замеры судна, расчищены обваленные конструкции, изучен подъемный материал, найденный на затонувшем объекте. Гипотеза подтвердилась, корабль идентифицировали как «Valamon luostari», затонувший в ходе бомбардировок в 1940 году. Удивительно, но факт остается фактом – «Valamon Luostari» стал единственным за всю «зимнюю войну» судном, потерянным в условиях боевых действий на Ладоге обеими сторонами.


2023 год. Никоновская бухта, остров Валаам

История корабля «Valamon luostari» продолжает привлекать к себе внимание общественности не только России но и Финляндии и Швеции. За время исследования судна дайверами клуба «ДИВО» проделана колоссальная работа. Изучены архивы, собраны данные об истории судна в разные периоды его существования. В ходе экспедиций изучен сам корабль и артефакты, найденные на нем.

Крест с мачты затонувшего парохода «Valamon luostari»

И вот хорошая новость – в рамках проекта «Пароход времени «Валаамский монастырь»» дайверы снимают документальный фильм об истории «Valamon luostari» с использованием 3D-технологий.

Этот проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. В России он осуществляется впервые. Его уникальность состоит в том, что зритель сможет увидеть полуторавековую историю корабля в режиме реального времени. Модель корабля, максимально соответствующая реальному прототипу, позволит погрузиться в события изнутри, наглядно увидеть все подробности и пройти путь «Valamon Luostari» от строительства на верфи в Швеции до затопления в Никоновской бухте.

Роман Карманов, генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив:

«Сохранение культурного и исторического наследия — задача, которую успешно удается решать команде клуба «Диво». История с пароходом «Valamon Luostari» интересна сама по себе, но команде мало было просто узнать о судьбе затонувшего судна. Авторы проекта готовятся снять документальный фильм с использованием 3D-технологий о том, что стало причиной его гибели, какие бытовые предметы оно хранило под водой все это время в качестве артефактов: посуду с камбуза, навигационные фонари. Документальная хроника будет интересна зрителям всех возрастов. Команда собирается не только приоткрыть тайны островного судоходства, есть еще более важная цель — дать больше информации всем интересующимся о том, как и чем жил Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. В документальном фильме будет отработана технология создания виртуальных экспозиций парохода и создана 3D-модель в его текущем состоянии на дне. В этом его уникальность и притягательность для зрителей. Лента станет не только увлекательным пересказом обозначенных событий, но и ценным историческим видеодокументом».

В рамках десятидневной экспедиции, стартовавшей 12-го августа текущего года, участники клуба подводного плавания «Диво» провели подводные и надводные видеосъёмки на месте затопления парохода «Valamon luostari». В фильме будут использованы подробные данные гидролокатора, полученные организацией «Морская Геодезия», а также данные подводного сканирования с современными технологиями построения трехмерных моделей.

Получение данных, которые будут использоваться для построения трехмерного пространства дна и затонувших объектов Сергей Куликов, руководитель клуба подводного плавания «ДИВО»:

«Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь считается одним из самых древних во всей России. Донесение современникам событий, связанных с Валаамским монастырём и в целом с историей нашей страны, мы считаем в наше время очень важным. Наш фильм покажет исторические события, связанные со всеми этапами существования легендарного парохода «Valamon luostari», долгое время принадлежавшего Валаамскому монастырю, через яркий и красочный документальный фильм с применением технологии 3D моделирования. Через призму современных технологий мы хотим рассказать нашему подрастающему поколению об уникальной истории Валаамского монастыря. Легче всего современной молодёжью запоминается и усваивается информация, поданная с применением интересных и знакомых ей видеотехнологий и компьютерной графики. Например, в настоящее время это фильмы с применением технологии 3D моделирования, когда возможно объёмно реконструировать исторические объекты и события. На пароходе времени мы перенесёмся из настоящего в прошлое и расскажем, каким был и как сейчас выглядит флот Валаамского монастыря. Очень надеюсь, что наш фильм будет интересен, и, главное, познавателен не только для молодёжи, но и для более широкой аудитории зрителей!»


По материалам канала «Центр подводных исследований 1XPEDITION»



Последние новости

Благоустройство парковки на трассе Великая Губа

Подрядчик займется оборудованием парковки и улучшением территории.

Закрытие детского сада из-за вспышки заболевания

Проблема здоровья детей требует срочных мер.

С Днем учителя: поздравления и признание труда педагогов

Праздник, который объединяет всех, кто посвятил свою жизнь обучению и воспитанию подрастающего поколения.

Card image

В мире современного строительства и производства металлопрокат играет ключевую роль

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Анжеро-Судженске с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *