Великий дар Божий - принадлежать к числу спутников Христовых
«Инок» и «монах»: существует ли сегодня различие между этими двумя понятиями?
«Инок» и «монах»: существует ли сегодня различие между этими двумя понятиями? Само слово «инок» образовано от старославянского « инъ »: «иной», «одинокий» . Это прямой перевод с греческого - «μοναχός» («одинокий») . Во многих старых русских словарях мы встретим определение значения слова «инок» именно как «монах». Так в Полном церковно-славянском словаре протоиерея Григория Дьяченко (1850-1903) читаем: «Инок-монах, чернец. Название имеет от того, что иначе должен вести жизнь свою от мирского поведения. Иночествовать — монашескую жизнь вести» .
В традициях Русской Православной Церкви монашество делится на три последовательные степени в соответствии с принятыми обетами: инок (рясофор) – подготовительная степень к принятию монашества (малой схимы); монах (малая схима) принимает обеты целомудрия, нестяжательства и послушания; монах великой схимы (схимонах) принимает более глубокую степень отречения от мира.
По своей сути монашество является Церковным таинством: оно есть обручение с Церковью, со Христом как её Главой, и по своему содержанию от брака ничем не отличается. В монашеском постриге, как и в таинстве брака, даётся обещание верности – верности Христу.
Иноческий постриг (рясофор) – это начало монашеского пути, своего рода обручение Христу. Как обрученная невеста - еще не жена, но уже некоторым образом имеет связь с женихом. Так и инок, хотя еще не произнес обетов (послушания, целомудрия и безбрачия), но уже заключил союз со Христом. Иночество является неким предвкушением того, чем уже будет собственно монашество (брак).
Иноческий постриг сопровождается чтением определенных молитв и крестообразным пострижением волос. При этом имя постригаемого или меняется на новое, или же остается прежним. Вступление постригаемого на монашеский путь по своей воле является обещанием Богу «непорочного иноческого жития»: перехода от мирской жизни, от мирской суеты. Эти обещания звучат в молитвах не из уст самого постригаемого, а из уст Игумена, совершающего постриг:
«Благодарим Тя, Господи Боже наш, иже по мнозей милости Твоей избавил еси раба Твоего (имярек) от суетнаго мирскаго жития, и призвал еси его на честное сие обещание…»
По окончании чинопоследования, по традиции, Игумен «вручает» новопостриженных иноков их духовным отцам со словами: «Се, вручаю тебе пред Богом сего новоначальнаго, егоже во страсе Божии и во всех добродетелех жити поучай…»
Новопостриженному же Игумен говорит:
«Ты же, якоже Христови во всем повинися старцу, и во всем терпелив буди, смирен же, послушлив, кроток и молчалив, и обрящеши благодать пред Богом, и спасешися».
Примечательно, что эти слова звучат именно на иноческом, а не монашеском постриге.
Иноков также называют рясофорными монахами (от греческого – «носящий рясу»). Облачение постригаемого в рясофор состоит из подрясника, пояса, рясы и клобука; ему также даются четки.
Чин пострижения в рясофор не предполагает произнесения обетов, однако в духовном плане, как о том свидетельствует святоотеческая традиция, инок — это новоночальный монах.
В этом году к принятию иноческого пострига готовились трое братий:
- послушник Александр, несущий послушание в информационном отделе монастыря;
- послушник Андрей, кладовщик вещевой службы;
- послушник Дмитрий, несущий послушание разнорабочего на Владимирском скиту.
У каждого брата свой жизненный и духовный путь, приведший их в своё время в Валаамскую обитель.
Незадолго до важного в жизни каждого из них события – иноческого пострига – мы побеседовали с ними, задав одинаковые для всех вопросы. Сознательно, дабы духовно не навредить братиям, мы не указываем авторство полученных ответов.
- Каким был Ваш путь в Валаамский монастырь?
- Это долгая история и несколько личный вопрос. Но в двух словах могу сказать что, это дело удивительнейшего и всеблагого Промысла Божия. Отправной точкой в моей истории стала встреча с одним духовным отцом, который сильно повлиял на меня, вдохновил и навсегда остался примером священника, монаха и просто доброго христианина и любящего отца! Я искренне верил, что именно через него Господь откроет Свою волю обо мне, укажет дорогу. Он и благословил меня на Валаам. Оказавшись в Валаамской обители, я понял, что не ошибся, и до сих пор нисколько не сомневаюсь в своем выборе. Потому что это именно то, что я искал, то, что мне нужно и что я полюбил всей душой и всем сердцем!
- Полагаю, что путь в нашу обитель нельзя рассматривать в отрыве от общего пути ко Господу. С того момента, как во мне возникло желание пойти по тому «тесному» пути, которым идут монахи, и моментом, когда созрела решимость бросить все и приехать в монастырь, прошло около 8-ми лет. Я очень благодарен, что Господь так устроил мою жизнь, что у меня не было долгих поисков, и первый монастырь, в который я приехал, оказался тем самым местом, в котором захотел остаться. На Валааме я почувствовал себя как дома, и где отцы, и братья стали моей новой семьей. Еще удивительно то, как раскрылась внутренняя духовная жизнь, о которой раньше я только читал в книгах, а теперь мог испытать в некоторой степени на себе.
- Я долго искал свое место в миру и пытался совместить свою жизнь с верой. Но частые падения в грех подтолкнули меня испытать монастырскую жизнь. Впервые я приехал трудником в 29 лет в Оптину пустынь и пробыл там 2 недели. Далее опять пытался устроить свою жизнь в миру. Но желание угодить Господу, избавиться от своих страстей, воспоминания о жизни в монастыре тянули меня из мира. В 30 лет приехал трудником на Валаам, чтобы более полно познать монашеское житие. Здесь я познакомился с иеромонахом Г., к которому у меня появилось доверие. Под его «руководством», а также сравнивая свою новую жизнь с прежней, у меня сформировалось желание посвятить свою жизнь служению Богу в монашеском чине.
- Что Вас сподвигло решиться на иноческий постриг? Это ведь важная веха в жизни.
- Я в монастыре 14 лет, и только пару лет назад стало получаться с Божией помощью жить духовной жизнью, похожей на монашескую. Поэтому решился на постриг.
- Этот вопрос, наверно, можно связать с общим вопросом о смысле жизни. В своё время, живя в Москве, я стал знакомиться с творениями святых отцов. Пришло понимание того, что человек страдает из-за своих страстей, из-за отлученности от Бога, что в мире действуют духовные законы. И когда я понял, что наша обитель – это место, в котором я желаю остаться и, с Божией помощью, подвизаться и двигаться в направлении к главной цели нашей жизни, то изъявил желание стать насельником Валаамского монастыря. Я искренне благодарен преподобным Сергию и Герману, нашему Владыке, моему духовному отцу и всем братьям, за то, что они приняли меня в семью и помогают в пути ко Господу. Полагаю, что после определения смысла жизни, выбора монашеского образа жития и обители, я не особо задумывался о том, когда и как Господь сподобит меня официально стать в ряды подвизающихся, ведь Он устроит все так, как нужно, и в то время, когда Ему будет угодно.
- Как, Вы предполагаете, будет усилена Ваша жизнь после пострига?
- Это вопрос затрагивает сокровенное, поэтому не хотелось бы фантазировать на эту тему. Однозначно можно сказать, что жизнь изменится…
- После пострига, надеюсь, Господь будет больше давать благодати для более глубокой духовной жизни. И думаю, с Божией помощью, вести более стабильную, ровную, тихую монашескую жизнь.
- «Усилена» – не совсем то слово, которым хочется оперировать. Конечно, мне хочется усилить свои подвиги, чтобы более эффективно бороться со страстями и очищать сердце, быть более усердным в молитве и чаще испытывать живой опыт соприкосновения души и Господа. Но более этого мне хочется все же прочувствовать свою нищету духовную. Ведь умом, быть может, в какой-то степени и понимаю, но сердце уж слишком гордое, и привыкло долгим навыком быть самодостаточным и независимым. Возможно, со временем может что-то и изменится, но пока я чувствую, что без укоренения в глубине сердца смиренномудрия, усиление подвигов будет неэффективно. Хотя это вовсе не значит, что не нужно прилагать всех своих сил в духовной жизни.
- Что бы Вы посоветовали тем, кто решится прийти в монастырь? Может быть, испытать себя как-то перед этим ответственным шагом?
- Надо познавать себя, что тобой движет. Господь стучится к каждому, к каждому «подбирает ключик». И если в голове возникла мысль прийти в монастырь, то надо ехать и пробовать. Не надо терять горячности духа и не отступать в своем намерении. Важно, конечно, посоветоваться с духовным отцом, в какой монастырь лучше поехать, чтобы не скитаться. И всегда напрямую спрашивать у Бога: «Господи, Ты это хочешь или я этого хочу? Какова Твоя Воля?» Ведь монашество – это призвание…
- Кто хочет прийти в монастырь должен знать, что 90% успеха в монастырской и духовной жизни зависит от терпения. Всё, что пошлёт Господь, нужно перетерпеть с Божией помощью. Как бы плохо не было, как бы ты не впадал в разные грехи, сиди в монастыре и терпи. Испытать себя, думаю, лучше в монастыре, прожив длительный срок, не менее года, а лучше - больше.
- Мне кажется, что нужно искренне довериться Господу, а Он устроит все самым лучшим образом. Но со своей стороны тоже нужно прилагать усилия и быть честным с самим собой. Думаю, лукавый будет пытаться удержать такого человека в миру и не пустить в монастырь. Но уверен, что если человек искренне желает стать ближе ко Христу и быть сопричастником монашеского образа жизни, то, с Божией помощью, он преодолеет препятствия, которые, наверное, и являются неким испытанием намерения и желания христианина оставить всё и последовать за Христом.
- Как отличить душевный порыв от реального желания стать монахом?
- Надо горячо молиться, всегда обращаться ко Господу и Его Пречистой Матери по этому «поводу», чтобы отличить настоящий призыв Божий от сиюминутного настроения. В жизни каждого будущего монаха бывают такие моменты, когда Господь прямым текстом говорит: «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы: возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашым: иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть». (Мф.11: 28-30) И человек, услышав этот зов, всецело вверяется Богу, идет навстречу Христу. Именно эти слова из Евангелия звучат и на монашеском постриге. Но помимо этого, нужно помнить и о внешних факторах. Одно дело – это отдельно взятая история из книги. В жизни же все немного сложнее. Поэтому необходимо обязательно пожить в монастыре: на деле узнать о монастырской жизни, пройти через многие испытания и "скорби иноческого жития". И когда человек поймет, что все эти трудности ничего не значат, по сравнению с той особой благодатью и тихой духовной радостью, которую Господь дает монахам, тогда уже человек не будет сомневаться в своем выборе и призвании.
- Реальное желание стать монахом может быть в том случае, если человек пожил некоторое время настоящей монашеской жизнью с полным самоотвержением и, по возможности, непрестанной молитвой. Почувствовав монашескую благодать, человек захочет, несмотря на сложность и трудность, постоянно находиться в Милости Божией.
- Думаю, самого себя, особенно если нет опыта в духовной жизни, оценить весьма сложно. Большое благо, если есть у человека опытный духовник, который может дать ему ответ на этот вопрос, исходя из его устроения. До приезда в монастырь, если можно так выразиться, мой вектор целеполагания все же был направлен на самого себя. Но после приезда в обитель этот вектор начал смещаться в сторону Христа. В миру было понимание того, что человек поврежден и страдает от страстей, и мне нужен был Господь, чтобы исцелиться. Своими же силами я опытно познал, что не могу себе помочь. Но это было все же больше ради себя любимого. Однако, когда Господь помог мне, и я почувствовал в некоторой степени Его любовь, увидел, как Он заботится и премудро устрояет мою жизнь, я начал все более чувствовать благодарность. И мне захотелось это чувство выражать на деле, и уже больше работать Ему, нежели желать того, чтобы страсти меня не беспокоили. Однако, пытаясь сейчас жить духовной жизнью, я все более вижу, насколько глубоко укоренилось во мне это самое самолюбие, да и все другие страсти, и как далеко я отстою от того, кем должен быть, поэтому предстоит еще долгий и трудный путь…
При иноческом (рясофорном) постриге братья получают имена своих небесных покровителей – святого блаженного Андрея Константинопольского, Христа ради юродивого, великомученика Димитрия Солунского и преподобного Александра Константинопольского, начальника обители Неусыпающих.
Последние новости
Уголовное дело против экс-мэра Петрозаводска
Следственный комитет Карелии продолжает расследование дела о коррупции.
Разбирательство по делу о взятке в Петрозаводске
В Петрозаводском городском суде продолжается важное уголовное дело.
Результаты конкурса кадрового резерва УФССП по Республике Карелия
Объявлены имена новых специалистов в кадровом резерве.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку