Эквайринг какого банка лучше выбрать и как это правильно сделать?
Эквайринг - услуга, предоставляемая банками, которая позволяет торговым точкам принимать оплату от своих клиентов посредством банковских карт. В России количество людей, расплачивающихся при помощи этого платежного инструмента, растет с каждым годом. И это неудивительно, так как оплата по карте облегчает траты на покупки и способствует более спонтанным приобретениям.
Однако, при выборе банка-эквайрера, торговые предприятия часто попадают на удочку низких комиссий и в итоге теряют деньги. Что же можно сделать, чтобы правильно подобрать банк?
Если вы все еще сомневаетесь в необходимости эквайринга, то мы рады прояснить для вас его преимущества. Как мы уже говорили, клиенты легче расстаются со своими деньгами при оплате картой. Но есть и другие преимущества, которые могут заинтересовать торговые точки:
- В России и во всем мире количество клиентов, использующих банковские карты, растет. При этом все больше людей предпочитают расплачиваться именно картой, а не наличными.
- Карта - удобный способ оплаты для туристов, особенно в Европе и США.
- Торговые точки, пользующиеся услугами эквайринга, снижают расходы на инкассацию.
- Оплата картой позволяет уменьшить затруднения у кассиров с размещением сдачи клиентам, что, в свою очередь, позволяет снизить риск потери покупателя.
- Риск мошенничества с фальшивыми купюрами или хищения наличных средств падает.
- Эквайринг является важным способом оплаты для интернет-магазинов, так как большинство клиентов предпочитает расплачиваться за заказ в Интернете с помощью банковской карты.
Но помимо всех вышеперечисленных преимуществ, есть еще один важный момент. С 1 января 2023 года все торговые точки и интернет-магазины будут обязаны принимать безналичную оплату независимо от их размера оборотов. В противном случае, продавцы будут наказаны в соответствии с КоАП РФ. Поэтому, если вы еще не используете эквайринг, сейчас самое время начать!
Для того, чтобы осуществлять эквайринг, банку-эквайреру необходимо иметь специальное оборудование и программное обеспечение. От выбранной техники зависят скорость, безопасность и комфортность расчетов по картам в магазинах.
Наиболее важным элементом эквайринга является процессинговый центр (ПЦ). Это автоматизированная система, которая обрабатывает информацию, связывает участников транзакции и координирует расчеты между ними.
Если банк-эквайрер имеет свой процессинговый центр, а не арендует его у сторонних компаний или банков, то этому способствует удешевление тарифов на эквайринг и увеличивает скорость обслуживания.
POS-терминал – это электронное устройство, которое считывает информацию с пластиковых карт и обеспечивает авторизацию путем связи с банком для получения разрешения на снятие средств. Такой терминал может быть установлен на каждой кассе в магазине.
Чаще всего, банки-эквайреры предлагают разные конфигурации POS-терминалов, например, беспроводные устройства для работы курьеров или официантов, или устройства с возможностью использования технологии Pay Pass. Это очень удобно для покупателей, приносит больше прибыли предприятию и увеличивает количество покупателей.
Кассовое решение – это очень затратное оборудование, которое используется для чтения и шифрования информации с карт. Оно может состоять из отдельных приспособлений, которыми можно управлять со специальной контрольно-кассовой машины, или из полноценных касс с дополнительными функциями. Кассовые решения значительно ускоряют процесс работы с картами и облегчают финансовую отчетность, а также позволяют печатать фискальные чеки с указанием открытых данных карты.
Ещё одним важным элементом для проведения расчетов по карте является PinPad – это панель для ввода PIN-кода банковской карты. Она подключается к POS-терминалу или контрольно-кассовой машине и защищает информацию, что позволяет избежать мошенничества.
Различия в способах связи терминала с банком могут оказать значительное влияние на скорость обслуживания, которая в свою очередь является одним из наиболее важных показателей для клиентов. Банки, предлагающие дешевые методы авторизации, могут неэффективно использовать время клиентов.
Взаимодействие между всеми участниками банковского эквайринга происходит последовательно, через несколько звеньев. Сначала информация с карты покупателя достигает процессингового центра банка через POS-терминал (ККМ). Далее она передается в соответствующую платежную систему и от нее - в банк-эмитент, проверяющий действительность карты и наличие достаточных средств для проведения платежа. Затем ответ от эмитента передается в терминал по тому же пути.
В зависимости от способа и качества связи терминала с банком-эквайрером, время ожидания ответа на запрос может быть от доли секунды до нескольких минут. Существуют несколько видов связи:
- Dial-up, осуществляемый через телефонную сеть при помощи модема - самый медленный метод передачи данных;
- Ethernet или Wi-Fi, при котором ответ от процессингового центра получается за одну-три секунды. Для использования этого варианта связи необходимо подключение к интернету;
- Использование GSM или GPRS связи для передачи данных. Второй вариант удобен при доставке товаров и услуг. Такие способы связи облагаются тарифами сотового оператора наравне с тарифами за звонки или интернет-трафик.
Какие платежные системы принимает банк-эквайрер?
Каждый банк-эквайрер имеет свой перечень платежных систем, с которыми он работает. При выборе эквайринга, необходимо определиться с целевой аудиторией своего бизнеса. Если ваша компания не ориентирована на VIP-клиентов, то вряд ли стоит платить за обслуживание элитных платежных систем.
Какие платежные системы будут выгодны для вашего бизнеса?
- Принятие карт самых распространенных платежных систем России: Visa, Mastercard и МИР.
- Обслуживание карт клиентов разных социальных слоев. Карты начального уровня, такие как Visa Electron, Maestro, Mastercard Electronic, пользуются спросом среди низкообеспеченного населения. Эти карты не подходят для бронирования отелей или заказа автомобилей, а также для оплаты покупок в интернете или по телефону. Более состоятельные клиенты используют премиум-карты, такие как Diners Club, American Express, Visa и Mastercard Gold и Platinum, которые мотивируют к безналичным расчетам и предлагают специальные условия.
- Также следует обратить внимание на региональные платежные системы в зависимости от местоположения вашего бизнеса. Например, в Зауралье распространена система "Золотая корона".
Уровень сервиса при использовании эквайринга важен как для банка-эквайрера, так и для предприятия-пользователя. Он напрямую зависит от качества услуг, которые предоставляет эквайрер, а также от перечня этих услуг.
Установка оборудования, обучение персонала магазина, а также различные программы лояльности - это лишь некоторые из предоставляемых услуг. От качества предоставляемых услуг зависит цена на обслуживание, а также общая оценка уровня сервиса.
Для того чтобы обучение персонала было полноценным, банк проводит инструктаж. В ходе инструктажа персонал обучается принципу работы оборудования, реквизитам банковских карт, последовательности процедур при обслуживании покупателя, процессу отмены авторизации, оформлению возврата покупки по банковской карте и определению подлинности карты.
После окончания обучения банк выдает акт прохождения инструктажа. Однако для того чтобы продавцы освоили эквайринг, необходимо провести небольшой экзамен после инструктажа. Важно не просто получить подпись на акте, а добиться уверенности в работе сотрудников магазина.
Если же необходимо приобрести более глубокие знания, можно пройти тренинг по эквайрингу. Тренинг позволяет изучить способы выявления мошеннических операций, увеличения продаж при помощи эквайринга, определения предпочтений клиента, организации документооборота и действий при возникновении ошибок.
Программы лояльности являются еще одним способом маркетинга, направленным на увеличение числа новых клиентов и удержания ранее привлеченных. Чаще всего программа предусматривает начисление бонусов на карту клиента при покупке в магазине, которые потом можно использовать как скидку.
Важно также не забывать о способах оповещения от банка. Контроль платежей по банковским картам можно осуществлять, получив выписки по транзакциям. Банк может высылать эти выписки на e-mail компании, по обычной почте, в виде СМС, а также размещать финансовую информацию в личном кабинете компании на сайте банка. Кроме того, магазин может получать экспресс-оповещения об ошибках, временных сбоях и мошенничестве, что позволяет быстро принимать меры.
Техническое обслуживание очень важно для клиентов. Желательно, чтобы технический персонал банка проводил ремонт и замену оборудования в течение 24 часов. Длительный простой оборудования может оттолкнуть клиентов от использования данной услуги.
Важным аспектом финансового взаимодействия между компаниями и их клиентами является срок возмещения дохода. Деньги, полученные компанией от потребителя, зачисляются на ее банковский счет в течение одного-трех рабочих дней.
Существует несколько факторов, от которых зависит срок возмещения:
- Если компания имеет счет в банке-эквайрере, то деньги переводятся на следующий день, иначе на второй-третий.
- Если потребитель оплатил покупку картой банка-эквайрера, то средства переводятся в течение дня, в обратном случае на третий день.
- При полном возмещении средств от эмитента требуется до пяти рабочих дней для перевода на счет клиента.
- Если компания заказала систему срочных переводов, операции проводятся быстрее - в течение суток.
Крайне важно, чтобы средства были возвращены на карту клиента в течение определенного срока в случае возврата товара. Оптимальным считается срок от трех до десяти дней с момента возврата.
Разберемся, какую стоимость несет на себе компания за услуги эквайринга:
- Установка оборудования и подключение услуги, как правило, не взимаются банком-эквайрером отдельно от тарифа или комиссии.
- Аренда или покупка оборудования также может быть включена в тариф или предоставляться бесплатно, в зависимости от политики банка-эквайрера. Некоторые банки также могут продавать оборудование клиенту на условиях рассрочки или кредита.
- Плата за ремонт оборудования взимается, если причиной поломки является персонал компании.
Эквайринг – услуга, которая широко предлагается банками сегодня. Она позволяет предпринимателю принимать безналичные платежи от своих клиентов при помощи банковских карт. Однако услуга не бесплатна, и размер её комиссии непосредственно зависит от стоимости товара/услуги. Обычно на каждую покупку по карте взимается процентная ставка, где минимальный порог составляет 0,9%, а максимальный – около 4%. В среднем размер комиссии колеблется в районе 1,7-2,3%.
Итак, что же влияет на размер комиссии банка за эквайринг? Как и в любом другом бизнесе, многое зависит от факторов внешней среды. Размер оборота предприятия с продаж по банковским картам напрямую влияет на комиссию – чем выше оборот, тем ниже ставка. Также на размер комиссии влияет количество лицензий на эквайринг, которыми располагает банк. Чем меньше лицензий, тем ниже затраты банка на комиссию, соответственно, и тариф банка становится ниже. Важным фактором является наличие у банка собственного процессингового центра, так как плата сторонней фирме за услуги ПЦ увеличивает комиссию.
Размер комиссии зависит также от сферы деятельности организации, количества точек продаж, времени её существования на рынке, что в организации влияет на устойчивость и объем прибыли от эквайринга. Наконец, чем выше уровень сервиса, чем больше платежных систем охватывает банк, чем функциональнее оборудование и быстрее связь с банком, чем короче сроки возврата, тем выше комиссия за эквайринг.
Сегодня эквайринг – это необходимость для предпринимателей, так как безналичный расчет становится все более популярным. Однако стоит помнить, что все предложения банков по услуге эквайринга кажутся очень привлекательными только на первый взгляд. Предпринимателям необходимо быть осторожными и изучить детали услуги, так как неприятности могут начаться с дополнительных комиссий. Поэтому, чтобы правильно выбрать банк-эквайрер, всегда полезно иметь некоторое представление о банковских услугах.
Фото: freepik.com