Ремонт турбокомпрессоров в Москве: изучаем сложность процесса
Для повышения мощности двигателя часто устанавливают турбокомпрессоры, которые работают так: турбина нагнетает смесь из топлива и сжатого воздуха прямо в цилиндры. Однако, так как на вращение турбины влияют горячие выхлопные газы, температура внутри турбокомпрессора всегда очень высокая. Более того, элементы турбины довольно быстро засоряются, что может привести к ее поломке. В этом случае потребуется ремонт турбокомпрессора.
Но как понять, что турбина сломалась? А какие еще причины могут привести к сбоям в работе турбокомпрессора? И самое главное, что делать, если вы столкнулись с этой проблемой: пытаться самостоятельно ремонтировать систему наддува или же обратиться за помощью в автосервис? На эти вопросы мы и ответим в данной статье.
Основные признаки и диагностика причин поломки турбины двигателя
Резкий старт, ускорение, прыгающая стрелка тахометра, обгон — это всё то, к чему стремится каждый автомобилист. Однако заставить мотор работать крепче без увеличения массы машины невозможно. Но для повышения мощности двигателя можно использовать турбокомпрессор.
Как и любая часть автомобиля, турбина ломается и изнашивается, вызывая неисправности двигателя. Обнаружить проблему можно по следующим признакам:
- Потеря мощности двигателя, отсутствие тяги.
- Из выхлопной трубы появляется синий, черный или белый дым во время разгона.
- При работе двигателя слышны свист, скрежет и шум.
- На приборной панели машины появляется ошибка «чек двигателя».
- Расход топлива увеличивается.
- Давление воздуха и масла падает.
Если заметили эти признаки, не откладывайте визит к автосервису для диагностики турбокомпрессора.
Чтобы решить проблему, сначала нужно выявить, что вызвало поломку турбины. Рекомендуется не снимать деталь, не убедившись сперва, что именно она неисправна. Чаще всего проблемы возникают в следующих местах:
- Засоры конструктивных элементов:
- В воздушном фильтре.
- В канале подвода воздуха в турбокомпрессор.
- Во впускном патрубке.
- Во впускном коллекторе.
- В системе выпуска.
- В сливном маслопроводе турбокомпрессора.
- В сапуне масляного картера двигателя.
- В корпусе оси турбокомпрессора (загрязнение коксом).
- В компрессоре.
- Утечки воздуха или отработавших газов в результате нарушения герметичности:
- Между воздушным фильтром и турбокомпрессором.
- Под уплотнителем первого впускного клапана.
- Под уплотнителем впускного коллектора.
- Неправильная установка, настройка или регулировка:
- Распределительного вала.
- Системы питания топливом.
- Регулятора давления.
- Внутренний износ и повреждения:
- Двигателя (его поршней либо клапанов).
- Самого турбокомпрессора.
- Недостаток смазки. Вал ротора разрушается.
- Загрязнение моторного масла (мелкими или крупными абразивными частицами). Отработают опорные шейки ротора турбокомпрессора, подшипников.
Как видно, причин поломки турбонаддува в автомобиле немало. Это затрудняет диагностику, потому что для выявления проблемы нужно проверить множество элементов и систем перед снятием детали. Много таких проблем можно избежать, если использовать только турбины надежных производителей. Дешевые детали не всегда выгодны, так как быстро ломаются и могут вызвать еще более серьезные проблемы. Но если выбрать качественный агрегат, то обслуживание автомобиля станет значительно проще, показывает практика. Ниже приведена таблица крупнейших производителей турбин для автомобильных двигателей (см. Таблица 1).
Таблица 1. Крупнейшие производители турбин для двигателей автомобилей.
Название компании | Страна производителя |
---|---|
Garrett | США |
KKK | Германия |
Schwitzer | Англия |
Holset | Англия |
IHI | Япония |
Toyota | Япония |
Hitachi | Япония |
Ремонт турбокомпрессора – сложный и весьма ответственный процесс. Данный агрегат, оснащающий любой двигатель внутреннего сгорания (дизельный, бензиновый или газовый), имеет свойство выходить из строя раньше, чем сам двигатель. Специалисты рекомендуют заниматься заменой или ремонтом турбины приблизительно через каждые 200 000 км пробега, а в случае поломки – обратиться в специализированную компанию, чтобы избежать лишних затрат времени и денег.
Хотя на первый взгляд ремонт турбокомпрессора кажется несложным, на деле это далеко не так. В процессе ремонта необходимо соблюдать определенный алгоритм действий, который начинается с визуального осмотра мастером и уточнения неполадок у владельца, а также диагностики и оценки стоимости работ. При диагностировании дизельного двигателя проверяют работу датчика давления воздуха и давление на выходе из турбины с помощью манометра. Диагностика же турбин бензинового двигателя может проводиться двумя способами: со снятием компрессора и без.
Следующий этап – демонтаж и разборка узла. Демонтаж турбины происходит поэтапно – сначала отключают патрубки, затем очищают воздушную систему, после чего демонтируют интеркулер и промывают его от масла. Проверяют герметичность теплообменника, а также патрубков воздухозабора и воздухоподачи. Следующий этап – очистка трубок для подачи масла и слива в ультразвуковой ванне.
После очистки деталей от остатков масла, пятен ржавчины, грязи и пыли, а также дефектовки запчастей, можно начинать ремонт дефектных частей турбокомпрессора, подлежащих восстановлению. В случае восстановления картриджа и ротора, их обязательно балансируют.
Если не все комплектующие подлежат ремонту, то производится их полная замена. В завершение процесса ремонта проводится контрольное тестирование турбины на специальном стенде, а также профессиональная сборка турбокомпрессора в обратной последовательности и поверхностная обработка вала турбины и подшипников.
Несмотря на то, что иногда ремонт двигателя с турбокомпрессором оказывается несложным, следует обращаться к квалифицированным специалистам и не экспериментировать самостоятельно. Отдать турбину на ремонт необходимо в сервис, который обладает опытом, профессионализмом и необходимым оборудованием. Важно быть особенно внимательными при выборе сервиса – только тогда можно рассчитывать на качественный ремонт и правильное функционирование агрегата в будущем.
Что нужно для ремонта турбокомпрессоров
Часто поломка турбины происходит из-за неисправностей или неправильной регулировки других узлов автомобиля. В таком случае для установления причины требуется диагностирование всего автомобиля. Однако без специального оборудования это сделать непросто. Такое оборудование, включающее тестеры и программаторы актуаторов, балансировочные и добалансировочные станки для настройки турбин, стенды для проверки картриджей, роторов и для регулировки геометрии, а также пескоструйные станки и ультразвуковые машины для очистки элементов агрегата, есть не во всех мастерских. Не каждый владелец автосервиса может позволить себе такое оборудование.
Для того чтобы найти место, где турбокомпрессор могут профессионально отремонтировать в Москве, следует обращать внимание на проверенные центры с хорошим оснащением и положительной репутацией. Такие компании, благодаря серьезной технической базе, могут оказать все необходимые виды услуг, включая разборку турбины, проведение трехступенчатой очистки турбины, выполнение дефектовки, замену всех изношенных деталей на новые с последующей трехступенчатой балансировкой, сборку холодной и горячей частей турбины вместе с отбалансированным картриджем, настройку актуатора и геометрии, а при необходимости произведение ремонта клапана вестгейта. Кроме того, центры такого уровня предоставляют гарантию на ремонт турбины.
В гаражном сервисе, как правило, занимаются только разборкой турбины, заменой картриджа без балансировки и сборкой агрегата. В таком случае замена картриджа не означает полного ремонта, т.к. в большинстве случаев неисправными оказываются другие элементы турбины. Даже для правильной замены картриджа требуется специальное оборудование, которое позволит проверить детали и выполнить регулировку перед установкой.
Непрофессиональный подход к поиску причины проблемы, связанной с турбиной, может привести к нежелательным последствиям. Неполадки не будут устранены, а ремонт может быть некачественным, что может привести к еще большим проблемам.
Стоимость ремонта турбины может быть разной в зависимости от различных факторов. Если турбокомпрессор перестал работать должным образом, многие его детали могут быть повреждены, а неисправность не всегда причиняется сбоем в работе турбины. От этого стоимость ремонтных работ может колебаться от 2500 до 110 000 рублей в Москве. Факторы, которые могут повлиять на цену ремонта:
- Сложность конструкции турбокомпрессора;
- Марка автомобиля;
- Необходимость установки новых фирменных комплектующих или их аналогов;
- Наличие или дефицит комплектующих на складе;
- Наценка посредников;
- Срочность ремонта;
- Статус сервисного центра («гаражный» автосервис или профессиональная компания);
- Наличие или отсутствие гарантии на выполненные работы и другие факторы.
Если говорить о Москве, профессиональные компании обладают необходимым оборудованием для качественного ремонта турбины, чего не всегда хватает «гаражным» автосервисам.
Турбина является сложным агрегатом, который может повысить мощность двигателя. Это может привести к различным сбоям в его работе по многим причинам. При возникновении первых неполадок, лучше всего обращаться в специализированный сервисный центр, но не все из них достойны доверия. В Москве профессиональные компании имеют всё необходимое оборудование для качественной диагностики состояния автомобильных агрегатов, и занимаются их ремонтом, балансировкой и настройкой элементов.
Исходя из таблицы 2, действительная стоимость ремонта различных марок автомобилей варьируется от 3500 до 7500 рублей для легковых, грузовых автомобилей и спецтехники объемом двигателя от 5000 до 12000 см³ соответственно.
Фото: freepik.com